«Где холодная вода?», «Верните воду!», «Наш район снова без воды», «Из крана еле капает». Примерно так, но чаще другими словами, орчане ежедневно выражаются на площадках ORSK.RU и в телефонных разговорах с корреспондентами. А в каждом втором случае требуют разобраться в ситуации. Что ж, наступил момент понять, что же делает или не делает Водоканал для того, чтобы восстановить водоснабжение Орска.
Итак, во время паводка 2024 года под водой оказался Кумакский водозабор вместе с трансформаторными электроподстанциями и насосами, причем некоторые из них — на глубине более двух метров. Добирались до них вплавь, на спецтехнике, люди работали по пояс в воде, чтобы ввести в строй оборудование. Миллиардные ущербы, огромные потери. Полностью инфраструктура не восстановлена до сих пор.
Фото: ORSK.RU, апрель, 2024
И кто бы мог подумать, что в августе ситуация повторится. Снова подъем воды, снова дороги размыты. По сути, Кумакский водозабор это огромное месторождение, которое можно поделить на три части: та, что в поселке Новоказачий, та, что на левом берегу и на правом берегу Урала. Сейчас полноценно функционируют 68 скважин из 70. Две в работе. Одна из аварийных скважин находится за поселком Новоказачий, куда долгое время не было доступа.
Рамиль Амиров, начальник участка сооружений по водоподготовке РВК-ОрскВот эта пойма, низина, была вся затоплена, добраться до аварийных скважин мы не могли, просаживали технику, мы ее вытаскивали, пытались залезть, ничего у нас не получалось, мы и наемную технику брали, и сегодня пробили другую дорогу. И сейчас работаем.
В день съемок бригада как раз закончила ремонт и установила новый насос.
Фото: ORSK.RU, Кумакский водозабор в районе пос.Новоказачий
Осталась еще одна неработающая скважина, на левом берегу. Добираться до участка приходится вплавь или на вездеходе. Причем далеко не каждая машина сможет преодолеть колею и водные препятствия. Во время весеннего паводка в грязи вязли «амфибии» и другая спецтехника высокой проходимости. Её приходилось вытаскивать из трясины вручную.
Фото: РВК-Орск, апрель, 2024
Второй волной снова размыло те пути, которые с таким трудом были пробиты весной. И снова до аварийных объектах сотрудники Водоканала добирались на перекладных: по асфальту — на обычных легковых, а дальше — на чем получится. Проще всего до левого берега доплыть на лодках, конечно. Сотрудники так и делают. Но этот путь исключает доставку тяжелого оборудования, необходимого для ремонта: манипуляторов, насосов, запчастей. Тогда в дело вступает гусеничная техника, которая делает по несколько рейсов в день.
Андрей Броцман, операционный директор ГК «Росводоканал»— Действительно, там довольно-таки сложно. Вы видите, какие здесь дороги, что все затоплено , дальше опять же местами приходится в буквальном смысле плыть, потому что глубина такая довольно таки серьезная. Еще раз повторюсь, мы находимся в такой зоне, где идет постоянное подтопление.— Но люди-то как там работают? В воде?— А сами скважины находятся на возвышенности. Поэтому все таки поэтому вокруг них вода. Вода поднялась, скважины затопила. Сейчас вода чуть-чуть спала, поэтому они на этом островке. Доедем и вы посмотрите, на этом островке располагаются люди, и как раз происходит монтаж, откачка воды и монтаж оборудования.
На момент съемок именно там, на левом берегу, в труднодоступной зоне были два объекта, которые требовали ремонта. И еще четыре скважины нужно было проверить.
Это, наверное, единственная техника, которая и едет и плывет, называется Шэрп, передвигается она со скоростью 15 километров в час. На ней и приходится добираться по бездорожью до аварийных скважины.
Таким образом, путь из города до конечно точки занимает несколько часов. Пока разгрузят машину — уже темнеет. Зачастую работают в ночь, под светом фонарей.
Фото: ORSK.RU
Казалось бы, работают почти все скважины, две аварийные в ремонте. Не было и дня, чтобы на водозаборе не велись какие-то работы, запасов воды более, чем достаточно. В планах РВК-Орск бурение 17 новых скважин. Так почему же периодически в домах орчан возникают перебои с водой? Дело в том, что зачастую причина кроется не в локальных утечках где-то во дворах или на дорогах, а в скачках напряжения на подстанциях на территории водозабора, при которых отключаются насосы. В таких случаях обезвожены оказываются не отдельные дома, а целые улицы и района. Если простой длится больше 3 часов, то происходит разбалансировка и приходится вынужденно снижать давление для нормализации всей системы.
Андрей Броцман, операционный директор ГК «Росводоканал»Скачки напряжения, перепады бывают, что приводят к выходу из строя подстанции, которые, в свою очередь, способствуют или влияют на работу, в бесперебойную работу скважин. И за счет этого происходит провал по водоснабжению, отсутствие достаточного количества воды, соответственно, недостаток воды в городе. В настоящий момент мы совместно с нашими партнерами, снабжающими организациями, нашими энергетиками, разрабатываем комплекс мероприятий, который позволил бы обновить ту структуру, которая есть как у них, так и у нас, для того, чтобы таких перебоев было как можно меньше.
Тут надо отметить, что даже после полного перезапуска системы вода доходит до орчан не сразу.
Андрей Броцман, операционный директор ГК «Росводоканал»Сбой, провал, это отключение насосов и снижение объемов. При этом мы понимаем, что разбор воды идет постоянный. Соответственно, нам надо будет потом не только обеспечить разбор воды, которая осуществляется жителями, но и компенсировать тот буфер, который образовался за три часа, когда не работали эти скважины. Соответственно, жители чувствуют перепады в гораздо большем периоде.
Есть еще один способ снизить последствия отключений и аварий — это резервуар чистой воды, буфер, которой скомпенсирует недостаток ресурсов на время решения технических проблем. Один такой уже есть в поселке Биофабрика, но его недостаточно для всего города, нужен еще один центральный.
Фото: ORSK.RU, новый РЧВ на Кумакском водозаборе
Он уже построен на Кумакском водозаборе и проходит проверку.
Андрей Броцман, операционный директор ГК «Росводоканал»Кроме этого, ведется активная работа по вводу в эксплуатацию дополнительного резервуара, то есть это тот буфер воды, который позволяет при максимальных разборах, когда мы понимаем, что жаркая погода, выходные дни, жители начинают максимально разбирать воду и резкие падения. Необходим буфер. Компания вкладывает большие деньги, строит дополнительный резервуар, который позволит нивелировать вот эти скачки по воде.
Добавим к перечисленным объектам реконструкцию Северного водовода, аварийные работы в городе и острую проблему с разрушенной паводком системой канализации. Ни один из пунктов нельзя вычеркнуть из списка обязательных к выполнению. И это будет общая картина того, что происходит в Орске. Выводы делать не нам.