Несите ваши денежки...
Люди самой мирной профессии на земле, как их раньше называли, первыми ощутили на себе последствия пресловутой перестройки. В Орске многие годы действовали два мощных треста, в составе которых находилось и производство железобетонных изделий.
Помимо того, в поселке Октябрьском функционировал третий завод, а в Степном — четвертый. Был еще и пятый, назывался он «Стройдеталь». Нынче от былого созидательного потенциала остались рожки да ножки.
Последствия реформ отразились на рынке труда. Тысячи специалистов оказались не у дел и потеряли квалификацию. Это объясняется резким спадом объемов работы. И тем не менее в секторе экономики строительный бизнес занимает 13%. Только в крупных и средних фирмах работают 1303 человека.
А сколько у нас мелких! Если учесть, что каждый из строителей имеет семью, то цифра увеличивается примерно втрое. И вот они опять могут остаться без средств к существованию.
По вступающему в силу закону строить можно будет лишь на основании свидетельства о допуске от так называемой саморегулируемой организации. Одна из них появилась в июле, именуется «Альянсом строителей Оренбуржья», соответствующие документы уже выдает.
Правда, условия вступления в ее ряды не из простых. Минимальный размер взноса составляет 300 тысяч рублей. Деньги пойдут в компенсационный фонд. Причем каждому «новобранцу» предстоит заключить договор страхования гражданской ответственности.
Уместно отметить: указанная сумма зависит от годового оборота и доходит до 39 миллионов. Есть еще и вступительный взнос — 10 тысяч рублей, он выплачивается единовременно. Плюс регулярный членский взнос — от 2500 до 15 тысяч ежемесячно.
Нам удалось поговорить на актуальную тему с представителями строительных организаций. В частности, с С.Колиниченко, директором «Жилищно-строительной компании», возводящей жилые дома. Конечно, с масштабами былого треста «Орскжилстрой» их не сравнить, тем не менее в 2007-м коллектив ЖСК сдал три жилых подъезда, в текущем — еще 103 квартиры. По поводу грядущих перемен Сергей Николаевич выразился следующим образом:
— Мы законопослушные и в одну из саморегулируемых организаций уже вступили. В предпринятом шаге есть определенный здравый смысл. Сколько фактов на слуху, когда фирма соберет деньги, скажем, на «высотку», а потом, выкопав котлован, бесследно исчезает. То есть я говорю о защите граждан от недобросовестных исполнителей. Кроме того, будет кому ответить за качество сделанного.
А.Горчаков, возглавляющий «Группу Спектр», тоже не видит альтернативы СРО, но уверен, что малый бизнес ждет серьезный урон.
Не высказал особого оптимизма и директор «Анты» В. Петров:
— Стройиндустрия не подпадает под новый закон. Однако мы, производители, напрямую зависим от строителей, которых, на мой взгляд, теперь значительно убавится. Наша фирма уже страдает от сокращающегося сбыта выпущенной продукции. Что произойдет дальше, никто сказать не в состоянии. Не исключено и появление теневого строительного бизнеса. От него, кстати, не выиграют ни государство, потеряв налогоплательщиков, ни заказчики, которые в случае допущенного брака останутся ни с чем.
Кран — дело серьезное
Истинное значение проблемы, безусловно, проявится в начале предстоящего 2010 года. Но уже сегодня видно, что последствия могут приобрести совершенно неожиданный оборот. И, к сожалению, только негативный. Казалось бы, коммунальщики здесь вообще ни при чем, хотя завтрашний день выглядит отнюдь не радужным и для них.
— Наша сфера вроде бы далека от вводимого в действие закона, — сказал заместитель начальника УЖКХ Е.Золотов. — Дворник не нуждается в допуске к уборке двора, то же касается и слесаря, обслуживающего задвижки. Но в структурах наших обществ с ограниченной ответственностью есть ремонтные группы, имевшие до этого лицензию на свою деятельность. Так что вступать в СРО придется поневоле. Но, откровенно говоря, это маразм — требовать допуск на рытье траншеи.
Евгений Алексеевич имеет в виду еще один документ, не оставляющий никаких иллюзий на ближайшие перспективы. Он называется «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». В нем действительно значится «Копка ям механизированным способом».
Все процитировать нельзя, их многие десятки. Назовем лишь некоторые: «Устройство конструкций подвесных потолков и звукоизоляционных стен», «Установка ворот», «Герметизация горизонтальных и вертикальных стыков и швов между панелями, окнами, дверями», «Окраска поверхностей лаками, красками, эмалями», «Установка водонагревателей и кипятильников».
Иными словами, с 1 января без допуска никто не имеет права заменить кран, гребенку в квартире, привести в порядок фасад дома, смонтировать в подъезде домофон. Что из этого выйдет, скоро выяснится. Впрочем, одно уже очевидно: строительные работы станут дороже, поскольку дополнительные затраты вступивших в СРО фирм отразятся на кошельке заказчиков.
Комментарий
В.Гудомаров, начальник Управления по работе с предприятиями малого, среднего бизнеса и промышленности:
— Государство наводит порядок в строительном бизнесе. В результате слабые и несостоятельные фирмы прекратят свое существование. Те, кто захочет выжить, объединятся, и общие усилия только всем на пользу.
В.Гончаренко.
Источник: «Орская хроника».