Почему цена на местный и привозной хлеб одинаковая? Этим вопросом все чаще задаются жители Орска и других соседних городов. Казалось бы, хлеб пекут у нас, у производителя нет затрат, например, на транспортную логистику, ему не нужно отправлять фуру за 1000 километров и оплачивать этот проезд, соответственно, как минимум лишь по этому факту цена на местный продукт должна быть ниже. Но при покупке в любом сетевом магазине мы не видим разницы: хлеб из другого региона и наш местный стоит одинаково. Почему же? Орский эксперт в деле хлебопечения, директор хлебозавода Новотроицка Александр Атланов ответил на этот вопрос. По его мнению, это может быть связано с наценкой сетевых магазинов, благодаря чему они выравнивают стоимость изделий.
Александр Атланов, директор хлебозавода Новотроицка
Ну, допустим, у нас есть какие-то издержки. То есть у нас есть производственные издержки: сырьевые, транспортная логистика и прочие вещи. И да, мы раз в год, допустим, повышаем цены, ну, процентов на 10. Но сети повышают цены не в этой лойке. Мы чуть-чуть повысили, а они на эту величину повысили. Их задача, чтобы на полке как-то более-менее была справедливость. Вот местный недорогой поставщик поставил батон. По идее, он должен стоить 40 рублей. А он стоит за 67,5 рублей. Точно так же, как привезенный за 1000 километров. Иначе у покупателя возникнет вопрос: «Как это так? Вот за 40 рублей, вот за 67». Он будет брать за 40, но не будет брать за 67. Поэтому, подняв наценку на наш товар, они выровняли и теперь выглядят более-менее равномерно. Более того, наш поставленный по меньшей цене может стоить дороже на полке, чем поставленный дороже, но с меньшей наценкой, допустим, привозной.
Александр Атланов считает, что цена на хлеб, которую мы видим на полках магазинов, не зависит от издержек производства. На её формирование влияют другие факторы.
Александр Атланов, директор хлебозавода Новотроицка
Цена на продукты, в частности на хлеб, она отвязана от издержек непосредственно на его изготовление, доставки и прочие вещи. Это уже нечто другое. Это управление вниманием покупателя. Цена, ценники желтые, красные и прочие вещи, да и просто чисто сумма. Она направляет нас по коридору, такая воронка: «Купи вот это». Если мы местные качественные и недорогие, то, конечно, все будет покупать нас, нас, нас, все больше и больше, и мы по идее должны занять всю полку. Но такое не произойдет. Сеть отрегулирует так, что нам будет места немного, и значит найдет еще кого-то, и даже извне, издалека-издалека. А наценкой выровняют, чтобы цена была такая, по ощущению, справедливая.
Для общего понимания покупателей, Александр Атланов рассказал, из чего формируется себестоимость одной единицы продукта.
Александр Атланов, директор хлебозавода Новотроицка
Если смотреть базово, начнем сначала. Есть затраты сырьевые, стоимость муки, производственные расходы, заработная плата рабочих, заработная плата сейчас растёт, в общем, значительно достаточно. Есть затраты на энергию, газ, электричество, есть затраты на обслуживание транспорта, на ГСМ, на доставку, плюс заработная плата водителей и так далее. Но когда на полку мы смотрим, вот она такая вот цена, то вот этих вот затрат будет из этого столбика как-то вот так. Еще раз говорю, то есть цена на полке – это не отражение реальной его стоимости, это не наценка какая-то справедливая 10-15 процентов, социальный продукт и вот на тебе. Нет. Это управление вниманием.
Возникает резонный вопрос: для чего сетевики делают наценки?
Александр Атланов, директор хлебозавода Новотроицка
Сеть таким образом, что делают? Делают ассортимент и делают такой набор поставщиков. Не должен быть перекосов. Не должен быть слишком дешевого, которое на себе внимание забирает и дает оборот, при этом это застаивается. Должна быть какая-то равномерность. Поэтому если ты недорогой и качественный, это не значит, что ты на полке будешь недорогим и качественным. Тогда ты будешь привлекать внимание и слишком будешь прокачивать себе оборот. И люди будут задавать вопрос «Подождем лучше, когда подешевле привезут и не будем брать дорогой привозной».
Если говорить в общем, то многие уже привыкли, что цены, грубо говоря, растут постоянно, на любой вид товара. От этого, к сожалению, никуда не деться.
Александр Атланов, директор хлебозавода Новотроицка
Это капитализм. А при капитализме цены всегда растут. Это называется инфляцией. Что бы ты ни делал, издержки все время будут расти, желание заработать будет расти. Мы как производители в этой цепочке, ну, где-то очень там внизу, внизу, внизу, наценка на хлеб может подниматься до 40, 50, 60, 70, 100 процентов. То есть, если мы произвели хлеб, поставили все эти, то за 30 рублей он может там стоять и по 70 рублей. Вот такая жизнь.
А наценка у сетевиков, рассказывает Александр Атланов, покрывает доступность магазинов практически у каждого жилого дома, возможность заказать продукты онлайн и прочее. Отсюда напрашивается ответ и на другой вопрос, почему же тогда в фирменных магазинах тот же самый продукт может стоить дешевле, чем в сетевых магазинах.
Александр Атланов, директор хлебозавода Новотроицка
Если мы возьмем какого-то индивидуального предпринимателя, которые где-то еще такие магазины открылись, то у них наценка будет по 15 до 25-30%. И там реально на 15-20 рублей можно купить наш хлеб дешевле, чем в сетевом магазине. Вот такие перекосы происходят. Но сетевые магазины стремятся занять все это поле. И соответственно дикая розница так называемая, её нисколько не остается. Соответственно, они сокращают нашу долю на полке, сокращают заказ у нас. У нас издержки на единицу продукции возрастают. Мы реагируем на открытие фирменных магазинов. Что такое фирменный магазин? Отдельный продавец, отдельная аренда, но и все сопутствующие. Издержки на реализацию, по сути так вот, сколько-то мы хлеба ели, то его больше же есть не стали, они все равно растут. То есть фирменные магазины не сбавляют цену, они только добавляют цену. Ну и дают нам возможность нашу продукцию в ассортименте представлять как-то, иметь общение с покупателем.