Фото: ORSK.RU
В школе №15 города Орска разгорается скандал: ученики и родители уже больше года не могут добиться решения проблемы с одним из школьников. По словам родителей, после перевода мальчика из параллельного класса начались постоянные конфликты, драки и срывы уроков. Учителя бессильны – одна из педагогов, проработавшая в школе 35 лет, уволилась после обвинений со стороны матери проблемного ученика.
Тамара Гётте, мать ученика школы №15Учитель пыталась решить всё мирным способом, в стенах школы, но ничего не получилось. Достучаться мы до них никак не можем. В конце второй четверти случилось ЧП – мальчик пострадал сильно, его пришлось везти в травмпункт. В полицию написали заявление, но мама конфликтного мальчика отреагировала заявлением в прокуратуру, в управление образования, в котором оклеветала нашего педагога, обвинила ее в бездействии, подстрекательстве.
Родители утверждают, что неоднократно обращались к руководству школы, в прокуратуру и управление образования, но безрезультатно. В результате теперь уже третий учитель вынужден справляться с учеником, который, по их словам, угрожает безопасности всего класса.
Тамара Гётте, мать ученика школы №15Мы, конечно, понимаем, что нарушаются права ребенка. Получается, что прав у наших детей просто нет. У нас единственное право — получать тумаки, ходить с гематомами. А вот как насчет прав на безопасное нахождение в школе, на образование, их — просто нет. У нас просто нет уроков. Сейчас на данный момент этот ученик уже меняет третьего учителя. То есть я не знаю, как еще повлиять на эту ситуацию. Просим помощи.
По словам родителей, мальчик агрессивен не только с одноклассниками, но и с учителями. Работать с ним пытались и школьный психолог, и социальный работник. Мать ребенка утверждает, что у её сына нет никаких проблем.
Обеспокоены не только родители, но и бабушка одного из учеников. Она считает, что в сложившейся ситуации беззащитными оказались и дети, и учителя.
Наталья Кичигина, бабушка ученика школы №15
Данная ситуация говорит о том, что учитель у нас беззащитен. Его могут оболгать, оклеветать, и никто не заступиться – ни профсоюз, ни отдел образования, ни администрация школы. А все мы знаем, что воспитание начинается с семьи. Мама не должна кидаться как орлица. А вот она умная мама, она должна видеть недостатки в своем ребенке, она должна ему подсказывать, как вести ему дальше жить в социуме. Мама повела себя совершенно неправильно. А вот пострадают наши дети. Они у нас брошены. У нас каждую неделю новый учитель. У нас нет систем, у нас нет требований к детям, и мы боимся за знания. Мы не только боимся, что наши дети не получат знания. Мы боимся того, что они могут и не прийти когда-то со школы, обучаясь с таким ребенком.
Чтобы разобраться в возможных причинах поведения ребенка, мы обратились к психологу. Специалист объяснила, что такие ситуации встречаются в школах нередко, но их можно решить при грамотном подходе.
Во-первых, необходимы согласованные действия школы и родителей. Пока взрослые находятся в конфликте и каждый тянет ситуацию в свою сторону, страдают все ученики в классе. Вместо того, чтобы искать виноватых, важно договориться и выработать общую линию поведения.
Ирина Каргаполова, психологЗдесь вообще четко две стратегии поведения. Первый шаг – это всё-таки сотрудникам школы и родителям прийти к общей договоренности и быть заодно, потому что пока конфликтует ребенок, все другие дети в классе будут страдать. Здесь нужно как-то, может, преодолеть гордость, как это обычно называется, обиды и вот эти первые страхи.
Во-вторых, важно понять, осознанно ли ребенок ведет себя так или это неконтролируемый процесс. Если мальчик сознательно провоцирует конфликты, это может быть способом привлечь к себе внимание. Возможно, он не получает его в семье и компенсирует это таким способом.
Другой вариант — у ребенка могут быть серьезные трудности с учебой, из-за которых он чувствует себя неуверенно и скрывает это агрессией. У многих детей на начальном этапе обучения только формируются базовые учебные навыки, и не все могут выдерживать 45-минутные уроки без нарушения дисциплины.
Другой вариант — у ребенка могут быть серьезные трудности с учебой, из-за которых он чувствует себя неуверенно и скрывает это агрессией. У многих детей на начальном этапе обучения только формируются базовые учебные навыки, и не все могут выдерживать 45-минутные уроки без нарушения дисциплины.
Ирина Каргаполова, психологЕсли он действует сознательно, он может привлекать внимание, потому что ему недостает его дома. Либо у него не сформированы базовые навыки. Возможно, он просто не выдерживает 45 минут урока, потому что у него нет обучения, которые должны быть у ребенка.
Однако в ряде случаев проблема может быть связана с медицинскими причинами.
Такие дети часто воспринимают мир через тактильный контакт — они могут толкать, дергать или даже драться не из-за злости, а потому что так пытаются лучше понять окружающее пространство.
Ирина Каргаполова, психологВот в таком случае очень важно объединиться с родителями и проверить ребенка по состоянию здоровья. То есть обратиться либо к неврологу. Часто такое поведение может даже связано с эндокринологией, либо связано с психиатрией. То есть либо обратиться к психологу, либо обратиться к детскому психиатру, который проведет правильную диагностику и определит, в чем проблема.
По словам психолога, школа не имеет права изолировать ребенка, но можно использовать методы, которые помогут минимизировать конфликты.
Один из способов — введение четких правил поведения для всего класса. Поскольку дети с гиперактивностью или проблемами с дисциплиной не могут долго концентрироваться, важно постоянно напоминать им о границах дозволенного. Например, можно выписать несколько ключевых правил на видном месте и регулярно на них ссылаться.
Кроме того, стоит пересмотреть организацию учебного пространства. Возможно, такому ребенку нужен отдельный стол, чтобы он не отвлекал других учеников и не провоцировал конфликты.
Также важно найти в школе взрослого, которому доверяет мать ребенка, чтобы через него доносить информацию и искать компромиссы. Это может быть социальный педагог, психолог или учитель, с которым у родителя налажен контакт.
Один из способов — введение четких правил поведения для всего класса. Поскольку дети с гиперактивностью или проблемами с дисциплиной не могут долго концентрироваться, важно постоянно напоминать им о границах дозволенного. Например, можно выписать несколько ключевых правил на видном месте и регулярно на них ссылаться.
Кроме того, стоит пересмотреть организацию учебного пространства. Возможно, такому ребенку нужен отдельный стол, чтобы он не отвлекал других учеников и не провоцировал конфликты.
Также важно найти в школе взрослого, которому доверяет мать ребенка, чтобы через него доносить информацию и искать компромиссы. Это может быть социальный педагог, психолог или учитель, с которым у родителя налажен контакт.
Ирина Каргаполова, психологИзолировать мы не имеем права, но можно дать ему больше пространства, возможно, чтобы он сидел один за партой. И, конечно, важно найти того, на кого родитель не будет испытывать агрессию – это может быть социальный педагог, школьный психолог или учитель, с которым родитель идёт на контакт. Попробовать более мягко донести информацию, что все таки давайте объединимся и попробуем поработать.
Родители обратились к главе Орска Артёму Воробьеву и губернатору Денису Паслеру, надеясь, что ситуация сдвинется с мертвой точки. Между тем, как нам стало известно, в Управлении образования города о ситуации знают. Сейчас ведётся служебная проверка по обращению родителей. Её результаты донесут до заинтересованных лиц.
А вот несколько полезных советов от психолога, как максимально обезопасить себя в такой ситуации.
1. Не отвечать агрессией на агрессию
Если ребенок ведет себя агрессивно, лучше не вступать в перепалку и не пытаться «проучить» его. Это может усугубить ситуацию.
2. Сразу сообщать взрослым
Если одноклассник ведет себя неподобающим образом, важно сразу рассказать об этом учителю или другому взрослому в школе, а не пытаться разобраться самому.
Если одноклассник ведет себя неподобающим образом, важно сразу рассказать об этом учителю или другому взрослому в школе, а не пытаться разобраться самому.
3. Не провоцировать
Не дразнить, не подшучивать над таким ребенком, не пытаться нарочно вывести его на эмоции.
Не дразнить, не подшучивать над таким ребенком, не пытаться нарочно вывести его на эмоции.
4. Соблюдать дистанцию
Если ученик часто устраивает драки или толкается, лучше стараться держаться от него на безопасном расстоянии.
Если ученик часто устраивает драки или толкается, лучше стараться держаться от него на безопасном расстоянии.
5. Не бояться говорить о проблеме
Если ребенок чувствует страх или дискомфорт из-за поведения одноклассника, он должен знать, что может рассказать об этом родителям и учителям – это не стыдно.
Если ребенок чувствует страх или дискомфорт из-за поведения одноклассника, он должен знать, что может рассказать об этом родителям и учителям – это не стыдно.
6. Действовать вместе
Если агрессивный ученик начинает нарушать дисциплину, лучше всем классом сохранять спокойствие и не поддерживать его выходки.
Если агрессивный ученик начинает нарушать дисциплину, лучше всем классом сохранять спокойствие и не поддерживать его выходки.
7. Понимать, что у каждого свои особенности
Некоторые дети ведут себя так не из-за злости, а потому что у них есть определенные особенности развития. Главное – не превращать ситуацию в насмешки или травлю.
Некоторые дети ведут себя так не из-за злости, а потому что у них есть определенные особенности развития. Главное – не превращать ситуацию в насмешки или травлю.