Так до революции выглядел вход в парк «Тополя». Покой граждан охраняют бравые городовые в летней форме, 1743.RU
Кажется, мы знаем про свой город всё — улицы, дома, даже кто где работает. Но стоит заглянуть в старые архивы, как город открывается с неожиданной стороны. Павел Лещенко, главный редактор 1743.ru, собирает подлинные истории из уголовных дел 100–150-летней давности. Это не выдумки — всё происходило именно здесь: на этих улицах и в домах местных чиновников. Мы делимся этими материалами, потому что они помогают по-новому взглянуть на прошлое — живое, тревожное и до странного знакомое.
7 декабря 1908 года оренбургский купец Илья Петрович Ефимов получил по почте письмо. Вскрыв конверт, ахнул: вместо подписи под ним красовалась печать: «Оренбургская группа террористов». Вот эта:

В самом же письме содержалось требование. Дескать, поскольку купец пьет кровь трудящихся, жиреет за счет народа, ему необходимо поделиться награбленным и передать на нужды революции 500 рублей. В противном случае, предупреждали господа террористы, в окно его дома влетит бомба.
Все это — не выдумки, не фантазия: все факты взяты из архивного уголовного дела, хранящегося в Объединенном государственном архиве Оренбургской области.
Купец Ефимов: бизнесмен и политик царской России
500 рублей — средства по тем временам огромные. Просто для понимания: пуд (16 килограммов!) мяса стоил 14 рублей 18 копеек; сотня яиц — 2 рубля 62 копейки; ведро водки (правда, тогда это название еще было не в ходу, и 40-градусный алкоголь, полученный из ржи, называли «хлебным вином») — 8 рублей 40 копеек за 12-литровое ведро. Фабричный рабочий получал в среднем 30 рублей в месяц, полицейский чиновник — 40. В общем, аппетит у террористов был отменный.
Впрочем, деньги у купцов Ефимовых водились, это все в Оренбурге знали. Одному из братьев, Александру Петровичу, принадлежала гостиница «Москва» на улице Орской (теперь это Пушкинская) — не самый шикарный из городских отелей, но, однако, и не ночлежка: с тенистым садом, скульптурами, фонтанами, электрическим освещением. Афанасий Петрович занимался разнообразной торговлей на Толкучем рынке и владел небольшим, но красивым особнячком на улице Введенской (теперь это улица 9 января, дом 54 — он и сейчас стоит, можете сходить, посмотреть — объект культурного наследия, между прочим).

Дом Афанасия Ефимова — небольшой, не особенно богатый (строили в Оренбурге дворцы и покруче), но очень симпатичный. Фото 1743.RU
Дом Афанасия Ефимова — небольшой, не особенно богатый (строили в Оренбурге дворцы и покруче), но очень симпатичный. Фото 1743.ru
Но самым выдающимся из братьев был именно Илья Петрович. Он не только успешно вел бизнес (тогда это, разумеется, так не называли), но и занимался общественной деятельностью: был гласным городской Думы (по-нынешнему — депутатом горсовета), состоял в комиссии по разработке системы канализации в Оренбурге. Ему принадлежал дом на той же улице Введенской.