45 лет назад, 25 июля 1980 года, через неделю после открытия Олимпиады-80 в Москве ушел из жизни самый знаменитый «честный голос» страны Владимир Высоцкий. А еще он – актер театра и кино, поэт, певец, композитор, прозаик, сценарист, автор и исполнитель своих песен. Перечислением его рабочей деятельности, как творческого функционала, можно исписать целую страницу старой советской трудовой книжки. А там было всего лишь упоминание четырех мест его работы – три театра до знаменитой Таганки.
Любимый народом и одновременно достаточно исхлестанный, как его кони, «тугой плетью» тогдашних властьимущих с их карманной прессой, он все равно был в СССР символом того времени. Символом целой эпохи большой страны.
И наша область тоже отметилась на его жизненном глобусе, тогда она называлась еще Чкаловской. Два года с августа 1941-го по июль 1943-го маленький Володя со своей мамой Ниной Максимовной жил в эвакуации в селе Воронцовка Бузулукского района. Сейчас сельский клуб носит имя Заслуженного артиста РСФСР. Имя клубу, как и звание, дали уже после смерти народного барда.
«Место встречи изменить нельзя» - это не только название фильма, где Владимир Семенович исполнил роль опера – капитана Жеглова. Как всегда блистательно. Это место встречи почитателей его таланта – Ваганьковское кладбище. Сюда два раза в год, 25 января - в день его рождения и 25 июля - в день кончины артиста (какое-то символичное повторение чисел), с утра тянутся люди с цветами. Они разного возраста: неважно, кто видел артиста при жизни на сцене театра или уже в истории – на киноэкранах и видеокассетах, а кто-то просто слышал его песни. Их много – хранящих память о нем. Они читают стихи, поют песни. Его стихи. Его песни.
Большее количество народа у знакового места недалеко от входа на кладбище было только в день похорон Высоцкого и в октябре 1985 года на открытии памятника артисту работы скульптура Александра Рукавишникова. С тех давних времен жизнь и здесь внесла изменения: справа от могилы артиста упокоилась его мама, слева – Влад Листьев.
И еще из личного: ранее, когда я учился в 80-х в столице, мы с кладбища в те 25-тые числа шли нескончаемой толпой к дому В.Высоцкого на Малую Грузинскую,28. Здесь в первом подъезде на восьмом этаже в квартире 30 он жил последние годы. Во дворе поклонники барда включали портативные магнитофоны, доставали гитары… Естественно, жильцам дома, а это был дом кооператива Союза художников –графиков Москвы, такие «концерты» не нравились. Они жаловались во многие инстанции.
Это все осталось в прошлом. Сейчас во дворе спокойно. Только люди подходят сфотографировать мемориальную доску. Среди плетей винограда почти закрывающих ее – профиль Владимира Семеновича внутри разбитого колокола.
Ушел талант. В праздничной тогда Москве-1980. «И дожить я не смог, мне допеть не успеть…» Возможно, у плачущего тогда на трибуне Лужников олимпийского Мишки одна слеза была и о Володе. Остались память, роли, песни. Их другие допоют. Правда, не так. Но зато не только в Москве, и не только в 2025-ом.
Автор текста: Сергей Гаврилин
Фото/Видео: Сергей Гаврилин