3 мая 1886 года в оренбургское полицейское управление явился 36-летний Каюм Игдисанов, служивший консьержем в «Европейской» гостинице (сегодня в этом известном здании находится Татарский театр имени Файзи). Мужчина заявил о безвестном исчезновении своей супруги Фахринисы. Стражи порядка зарегистрировали обращение, однако не проявили особой спешки — в быту случалось разное: могла женщина сбежать к любовнику или же просто засидеться в гостях. Но уже на следующий день, 4 мая, на берегу Сакмары, в глиняном карьере, бердинскими казаками было обнаружено тело женщины. Вызванный для опознания Каюм подтвердил, что это его жена, и разразился рыданиями. Сыщики, однако, усомнились в искренности его горя и задержали «безутешного» вдовца.
Ушла за водой и не вернулась
На допросе в тюремном замке Игдисанов дал следующие показания. В тот день они с супругой отправились на весеннюю ярмарку у горы Маяк — так называемые «гуляния по случаю начатия летнего сезона», проходившие возле кирпичных сушильных сараев. Запрягши свою кобылу в тарантас, Каюм посадил в экипаж жену и 14-летнего Фаттаха — дальнего родственника из бедной семьи, жившего у них в качестве прислуги «за пищу и платье». Вместе вся компания поехала на празднество.
Закупив необходимое, вдоволь наевшись плова и запив его сладким чаем с медом, под вечер они тронулись в обратный путь. Дорога домой была недолгой, около семи-восьми верст, но быстро сгущались сумерки, а полевые пути не освещались. Приняв решение не рисковать, Каюм решил заночевать прямо на берегу Сакмары, чтобы с рассветом спокойно добраться до дома. Подростка Фаттаха он отправил одного пешком на Караван-Сарайскую улицу. С сегодняшней точки зрения — поступок немыслимый: отпускать одного почти ребенка ночью через степь. Однако в те времена, видимо, это не считалось чем-то чрезвычайным. Оставшись на берегу с женой, Игдисанов приготовился к ночлегу.
Сейчас
Ночью  
