Пасмурное утро в дороге. Когда пересекаешь границу ДНР, на первый взгляд ничего не говорит о том, что эти пейзажи хранят память об ожесточенных боях.
Пасмурные пейзажи ДНР, фото: ORSK.RU
Но если приглядеться — местами покореженные, сгоревшие деревья, тёмные, уже поросшие травой вмятины от ударов.
Я могу тебе провести экскурсию по таким местам, там видно, что были бои, там еще блиндажи, там воронки остались, уже поросли травой. На подъезде к Мариуполю еще дети в старых блиндажах играют, где сражения проходили.
Но с другой стороны — можно увидеть обыкновенные пассажирские автобусы. И что удивительно, на дорогах с активным круглосуточным трафиком — ни одной вмятины, трещины или выбоины.
— Дороги, видите, везде дороги. Хотя ездят одни грузовые машины, тралы тянут танки, тяжелая техника, а дороги в идеальном состоянии.— Да, я обратила внимание.
Что касается населённых пунктов, то они тоже очень разные: везде свеженький отгороженный тротуар, остановочные павильоны в триколоре, новые мосты, спортивные площадки, идут капремонты многоквартирных домов.
Идеально ровный асфальт, новые мосты, триколор на дорогах ДНР, фото: ORSK.RU
Местами непонятно, то ли дома аварийные, то ли были прилёты. До недавнего времени здесь топили углём.
Газ провели.— Газа не было?— Нет, углем топили. Здесь вообще в Луганской и Донецкой республиках очень мало где был газ.— В небольших населенных пунктах?— Да. Допустим, есть город Брянка в Донецкой народной республике. Там печки стояли, я ночевал в такой квартире пару раз, топится углем. А это город, там пятиэтажки стоят. Из каждой квартиры выходит труба, и в каждой квартире стоит печка. Такие дома даже есть. Сам Донбасс он же на угле. Здесь очень хорошая промышленность угля. Очень крупная.
В Луганск мы попали перед Новым годом — здесь вовсю шла подготовка к празднику.
Центр новогоднего Луганска, фото: ORSK.RU
На главной площади люди гуляют семьями, смеются, фотографируются, пьют кофе, слушают уличных музыкантов.
Тут же, в центре — символичная фотовыставка, организованная сотрудниками Донецкого агентства новостей, Запорожского агентства новостей, Луганского информационного центра, Херсонского агентства новостей. Это аллея памяти — часть проекта «Погибли за правду», который посвящен работникам медиасферы, погибшим во время СВО. Вашему вниманию лишь небольшая часть портретов, это далеко не все военкоры, операторы, фотокорреспонденты, которые отдали свои жизни за правду.
Вся эта спокойная размеренная атмосфера — ровно до вечера. Ночью на этих улицах нет никого, к 11 вечера они неминуемо опустеют. Ни ночных клубов, ни ресторанов, ни круглосуточных аптек, магазинов и доставок тут нет.
Это город с особой атмосферой, с одной стороны — всё как обычно. Прекрасные дороги, хороший климат, все дома целые, вот сзади меня школа. С другой — магазины работают, как правило, до 5 вечера, после 11 действует комендантский час. В это время на улицах нельзя находиться ни машинам, ни людям, в случае задержания вас доставят в отдел полиции, и как минимум — штраф 5 тысяч рублей.
Пример того, как выглядит ночной город, мы смогли снять из окна уже в Мариуполе.
Ну что, 11 вечера, мы в Мариуполе, комендантский час. По дорогам ездит военная техника, служебные машины, гражданских нет.
Дом, в котором мы остановились, разбит с одной стороны, лифты ещё не работают, воду в ДНР дают по часам, люди таскают ведра пешком. В подвале — убежище.
В верхние этажи был прилёт, фото: ORSK.RU, Мариуполь
А с другой — активное восстановление. С первыми лучами солнца появляются строительные бригады, район становится похожим на муравейник, в котором кипит жизнь.
Мариуполь строится, фото: ORSK.RU
И такой весь Мариуполь — разрушенные здания и масштабная стройка. Он отстраивается целыми улицами и кварталами, запущены трамваи, появляются новые маршруты, развивается бизнес. Но где-то еще сохранились надписи «Живут люди».
Тут даже на деревьях память о прошедших обстрелах. Дырки, следы от пуль. Видите, деревья сами себя лечат.
Местные говорят, что больше всего досталось левому берегу, когда штурмовали «Азовсталь». Это, в основном, частный сектор.
Живут люди, живут дети, есть хозяин, разбитые дома, рядом стройки.
Из-за горизонта появляется он, железобетонный монстр. Комбинат «Азовсталь». В 2022-м заводские цеха были превращены батальонами ВСУ в военную крепость. Под землей — разветвленная сеть бункеров, целый лабиринт, по сути, ещё один такой же завод. Это легенда. «Азовсталь» освобождали 86 дней, вплоть до полной капитуляции. Все это время ВСУ, как живым щитом, прикрывались мирными жителями, которых удерживали в подвалах. До сих пор идет разминирование территории.
Азовсталь, фото: ORSK.RU
Завод получил серьезнейшие повреждения, и в том виде, как он был, его восстанавливать нецелесообразно, особенно с учетом того, что он был построен с нарушением экологических норм. Огромный металлургический комбинат тоже ждет перерождение — буквально летом 2025 года стала известна дальнейшая судьба «Азовстали». На его месте будет технопарк.
Посмотреть репортаж целиком вы можете ниже:
Сейчас
Ночью  





























