После паводка 2024 года в Орске тысячи жителей столкнулись с одной проблемой: страховые выплаты покрыли лишь малую часть реального ущерба. Страховая компания «СОГАЗ» направила людей за недостающими деньгами в мэрию, но в администрации заявляют, что не виноваты. Разбираемся, кто по закону должен компенсировать оставшуюся сумму и как может решится эта ситуация
Напомним, АО «СОГАЗ» оценил общий ущерб, причиненный жителям Орска во время паводка 2024 года, почти в 3 миллиарда рублей. Однако сами дамбы были застрахованы лишь на 187,5 миллиона. Эти деньги распределили между всеми пострадавшими пропорционально размеру ущерба. Понятно, что на полноценную компенсацию их не хватило. Поэтому страховая компания направляет людей за недостающими деньгами к владельцу опасного объекта — администрации Орска.
Андрей Чешин, юристНа самом деле, справедливости ради, надо отметить, что ситуация далеко неоднозначная. Категорично утверждать, что администрация города виновата и не права, в данном случае пока у меня оснований не имеется. Но! Анализируя позицию администрации, изложенную в письменном ответе на запрос, хочу сказать, что однозначно администрация города Орска, ну, как минимум, лукавит и не договаривает, намеренно не раскрывая юридически значимые обстоятельства. Первое, что нужно отметить, дамба, как гидротехническое сооружение, в принципе, и предназначенное для сдерживания паводка, последствий его, является действительно источником повышенной опасности. И в силу 1079-й статьи Гражданского кодекса владелец источника повышенной опасности, а администрация города является именно таковым, отвечает за вред, причинённый источником повышенной опасности, независимо от наличия вины.
Андрей Чешин, юристТо, что каждый год весной при смене сезонов тает снег и вероятен паводок, наверное, исключить то, что администрация не могла предвидеть такое обстоятельство, ну, как минимум, необъективно. То, что эти обстоятельства были непредотвратимые, — вот этому как раз в случае спора суд и будет давать оценку: а все ли действия, зависящие от администрации города Орска, которые возможно было предпринять в этой ситуации, были совершены? А в достаточной ли степени они были совершены? А своевременно ли они были совершены? Не бездействовал ли владелец источника повышенной опасности и так далее. Вот это всё те обстоятельства, которым в случае спора, безусловно, суд будет давать оценку.
Андрей Чешин, юрист
В обосновании своей невиновности администрация ссылается на якобы там установленный факт, на некое заключение или решение Ростехнадзора, принятое по итогам проведённой проверки. Здесь тоже могу прокомментировать, что само по себе решение Ростехнадзора, который не увидел признаков вины в действиях или бездействии владельца источника повышенной опасности и не привлёк его в связи с этим к ответственности, вовсе не означает отсутствие вины. В данном случае суд опять же будет давать оценку всем в совокупности представленным сторонами доказательствам, и решение Ростехнадзора — это лишь один из многих видов доказательств, которые суд будет оценивать. Это не решающее доказательство, это не предопределяющее доказательство, это даже не, в принципе, утверждение, нет оснований сегодня утверждать, что установлено отсутствие вины. Потому что суд ещё не дал никакой оценки, нет судебного акта, вступившего в законную силу, о том, что отсутствует вина администрации в причинении вреда жителям города Орска.
Андрей Чешин, юристСамое главное, не нужно забывать, что опять же владелец источника повышенной опасности в любом случае, независимо от наличия вины, несёт ответственность за вред, причинённый таким источником. Поэтому даже если будет констатирована невиновность администрации в причинении ущерба, ущерб подлежит возмещению. И коль страховая компания возместила этот ущерб только лишь в части страхового возмещения, предусмотренного договором полисом страхования, то в недостающей части ответственность несёт владелец источника повышенной опасности.
Сейчас
Вечером

