К сожалению, до сих пор не существует технологий, позволяющих выделить в толпе людей человека, несущего взрывчатку. Все применяемые методы — сейчас и, видимо, в ближайшем будущем — рассчитаны на выборочную проверку «подозрительных личностей» или их багажа.
Но это не значит, что прогресс в этой области стоит на месте: в последнее десятилетие в разработку детекторов взрывчатки вкладывают деньги, ресурсы, и главное — волю. Результаты весьма ощутимы. Спектр перспективных идей широк — от метода ядерного резонанса до использования для поиска взрывчатки пчел и бактерий.
Сканеры
Начиная с прошлого года в аэропортах стали устанавливать сканеры, от которых невозможно скрыть практически ничего. Они проникают сквозь одежду и видят металл, керамику и пластик. Они показывают даже протезы. И хотя они неспособны определить взрывчатку по химическому составу, служба безопасности аэропорта видит благодаря им любой подозрительный объект диаметром всего в 1 мм, как бы глубоко тот ни был спрятан.
Сейчас «раздевающие» сканеры стоят в аэропортах Телль-Авива, Токио, Амстердама и США и, несмотря на протесты борцов за гражданские права, видимо, будут распространяться и дальше.
Анализаторы подвижности ионизированных частиц (IMS)
Когда чемодан пассажира в аэропорту протирают ваткой, которую кидают затем в лабораторного вида ящик — речь, скорее всего, об анализаторе, работающем за счет так называемой спектрометрии ионной подвижности (IMS). Анализаторы IMS измеряют подвижность ионизированных частиц и способны засечь крошечные количества взрывчатого вещества.
Чувствительность их, впрочем, не безгранична, и сравнительно летучий тротил они замечают лучше, чем, например, гексоген. Зато существуют очень мобильные устройства IMS весом меньше 3 кг.
Искусственный нос
Обоняние остается одной из самых надежных технологий поиска взрывчатки. Тем более что в промышленные и военные взрывчатые вещества добавляют специальные метки, чтобы их было проще унюхать. Собак используют в качестве детекторов уже много десятилетий.
А сейчас Агентство перспективных исследований американского оборонного ведомства (DARPA) разрабатывает искусственный нос, способный реагировать на запахи так же, как настоящий. Впрочем, эта работа, требующая создания небольшого искусственного интеллекта и настоящих обонятельных рецепторов, вряд ли закончится в ближайшее время.
Метод ядерного резонанса
Ядра некоторых химических элементов способны поглощать энергию отдельных радиочастот, а затем излучать ее обратно, — этот эффект называется ядерно-квадрупольным резонансом. Анализаторы ЯКР хороши тем, что во-первых, легко различают типы взрывчатки, и в частности, находят гексоген, а во-вторых, не содержат (в отличие от приборов IMS) радиоактивных веществ и потому не требуют специальных разрешений на использование.
Пока этот метод применяется не очень широко, но в дальнейшем должен получить распространение.
Пчелы в роли анализаторов
Собаки отлично распознают взрывчатку, но для этого их надо долго тренировать. Британская компания Inscentinel научилась вместо собак использовать пчел. Во-первых, их гораздо легче иметь в больших количествах, а во-вторых, они тренируются за несколько часов.
Пчел нельзя просто выпустить в зале аэропорта, но исследователи решили эту проблему. Они помещают три десятка насекомых внутрь анализатора и удерживают там при помощи маленьких хомутиков. Когда пчелы чувствуют запах взрывчатки, их движения становятся более активными — специальные датчики фиксируют это. Технология пока еще не дошла до промышленной реализации.
Хемилюминисценция
Свечение некоторых веществ при взаимодействии со взрывчаткой используют довольно широко. Существуют даже спреи-анализаторы, которыми достаточно опрыскать подозрительную поверхность, чтобы узнать, побывали ли на ней частицы взрывчатки.
Пока что результативность хемилюминисценции довольно низка, но в теории может быть сильно улучшена. Кроме того, методу находят неожиданное применение: шотландские исследователи разрабатывают бактерии, которые начинают светиться, если вблизи находятся взрывчатые вещества.
Семен Волков.
Источник: www.forbesrussia.ru