Каждую секунду в Мексиканский залив выливается до 25 литров сырой нефти.
И конца этому потоку не видно — попытки остановить или уменьшить течь проваливаются одна за другой.
И власти США и американское общество всю ответственность возлагают на британскую нефтяную компанию ВР. А вот вопрос: что можно сделать? — остается без ответа.
Пока президент и конгрессмены говорят об ужесточении законов, о запрете на бурение и альтернативных источниках энергии, большинству американцев остается смотреть телевизор.
Нефть — в каждом выпуске новостей, в интернете — прямая видеотрансляция со дна Мексиканского залива.
Трагедия, начавшаяся со взрыва на буровой платформе Deepwater Horizon, возможно, станет самой крупной экологической катастрофой в истории США. А компания ВР — мягко говоря, самой нелюбимой иностранной компанией для американцев.
«Британские предатели»
За пять недель, на протяжении которых нефть фонтаном бьет со дна Мексиканского залива, ВР уже стали «британскими предателями», «британскими придурками» и «британскими хищниками» (british predators).
По версии экологической организации Greenpeace, BP расшифровывается как british polluters — «британские загрязнители».
Игру слов дополняют «креативные» коллажи с использованием логотипа ВР — желто-зеленого цветка, похожего на раскрывающийся подсолнух. В 2000 году, представляя новый логотип, компания особо подчеркивала его экологическую направленность и подобие солнцу — главному источнику энергии.
В руках мастеров фотомонтажа на «подсолнухе» проявляется знак химической угрозы, цветок вянет, гибнет, с него стекают капли нефти.
«Топ килл», «джанк шот», что дальше?
В телевизионных ток-шоу любимая тема пародий — методы, которыми ВР пытается остановить утечку нефти. За полтора месяца ликвидационных работы были перепробованы технологии с красивыми названиями «топ килл», «джанк шот» и множество других .
«Давайте, будем заливать в эту дырку грязь, потом мусора напихаем, а сверху пластырем заклеим — точно сработает», — пародируют описания высокотехнологичных работ юмористы.
Еще один любимый объект издевательств — извинения, которые приносит компания ВР.
В видеороликах, которые появляются на Youtube после аварии чуть ли не каждый день, лжепредставители компании, между делом извиняясь и обещая «все почистить», напоминают жителям США, как много прекрасного британцы принесли миру «помимо самой страшной экологической катастрофы».
В еще одной пародии на рекламный ролик ВР, молодые люди, по локоть перемазанные в нефти, рассуждают о том, что шельфовое бурение «вполне может быть безопасным», а «ВР прекрасно делает свою работу».
Представители нефтяной компании никак не комментируют подобное американское творчество.
Легкий юмор и серьезная проблема
«Мы в Америке все просто прилипли к телевизорам, — говорит студентка из Флориды Джейми О’Делл. — Я все время смотрю эту прямую трансляцию, которая идет со дна. Честно говоря, это занимает все мои мысли!».
Джейми не ограничилась просмотром телевизора, а написала собственный текст и исполнила пародийную песню на музыку хита Lady Gaga, выложив ее на Youtube. За три дня — 22 тысячи просмотров.
«ВР врет и врет, ну и подумаешь, что умирают птицы, — поет Джейми. — Вы же знаете, что выбора нет, вы принадлежите нам, вам нужна наша нефть».
Джейми говорит, что песню написала во многом от беспомощности. Единственное, что она или ее друзья могу сделать сегодня — записаться в волонтерские команды, которые занимаются очисткой побережий от нефти.
«Жертвовать на это деньги смысла не имеет — мы же имеем дело с одной из самых богатых корпораций в мире, — объясняет Джейми. — Я написала песню, чтобы дать выход эмоциям и чтобы хоть как-то легче взглянуть на эту очень серьезную ситуацию».
«Ложь с первого дня»
Власти США и сами представители ВР стараются убедить американскую общественность, что все их действия — лучшее, что можно сделать в сложившейся ситуации. Если это и так — американцы все равно уже вряд ли поверят.
«Складывается впечатление, что с самого первого дня и на протяжении всех 45 дней после аварии все, что нам говорили — оказывалось либо ложью, либо неправдой, либо уходом от ответа», — говорит Джейми О’Делл.
ВР несет миллиардные убытки в связи с аварией в Мексиканском заливе. Но если биржевые котировки рано или поздно все-таки вырастут, ущерб нанесенный репутации компании в глазах американцев, может оказаться непоправимым.
Президент США Барак Обама давно и усердно призывает вкладывать больше средств в развитие альтернативных источников энергии.
После катастрофы в Мексиканском заливе убедить в этом американское общество не составит большого труда.
Мария Васильева, русская служба Би-би-си, Вашингтон.
Ссылка по теме: