Почувствовал ли это кадровый рынок Орска? Об этом мы беседуем с начальником отдела по труду городской администрации В. Петровым.
— Вячеслав Геннадьевич, можно ли сегодня говорить о том, что кризис закончился?
— Я бы так не сказал. Пик кризиса, очевидно, пройден, и уже это очень меня радует. Если в конце прошлого-начале текущего года более половины заводов и фабрик города страдало от отсутствия заказов, то теперь по-настоящему жестко их нехватку ощущают только 4-5 предприятий. Однако на докризисный уровень производства вышли еще далеко не все. Поэтому, я думаю, рапортовать о том, что мы пережили кризис, еще рано. Как долго еще будут ощущаться его последствия — трудно себе представить.
— В нашей прошлой беседе полгода назад Вы отмечали, что в нескольких коллективах сложилась непростая ситуация с долгами по зарплате. Сегодня проблемы решены?
— Частично. Например, «Строймаш» полностью погасил задолженность по зарплате, причем за долги своих предшественников расплатились нынешние собственники предприятия. Сегодня на этом заводе нормальная стабильная обстановка, жалоб от коллектива не поступает. А «Орника» и «Сармат», которые постепенно приходят в себя, еще не в состоянии погасить образовавшуюся задолженность. Заказы у этих предприятий сейчас есть, на текущие выплаты сотрудникам этого хватает. Но тот груз долгов перед собственным коллективом, который был приобретен за самые тяжелые кризисные месяцы, пока сбросить не удается.
— Как Вам кажется, с какими проблемами Орск столкнется в период восстановления промышленности?
— Проблем будет много, некоторые из них ощущаются уже сейчас. В первую очередь это нехватка высококвалифицированных рабочих. Сейчас практически на всех предприятиях, которые начинают работать с нормальной нагрузкой, возникает потребность в сварщиках и станочниках. Когда производство останавливалось, рабочие с высокими разрядами не стали ждать, когда возникнет потребность в их услугах, и принялись искать другую работу. Кто-то перешел на другие заводы в Орске, а кто-то и совсем уехал из города. И вот теперь это становится настоящей головной болью кадровиков: обучить человека с улицы очень сложно, а готовых профессионалов взять негде.
— Изменились ли жалобы, с которыми люди обращаются в отдел по труду?
— Их стало поменьше, но суть остается той же. Обычно речь идет о нарушении прав работников в субъектах малого и среднего бизнеса. Это несвоевременный расчет при увольнении, задержки зарплаты... В последнее время стали очень «модными» незаконные наказания. Работодатели налево-направо раздают выговоры, штрафы — может, и заслуженные, но в порядке, противоречащем Трудовому кодексу.
— То есть как в Америке — злой босс говорит: «Ты уволен», — и человек становится безработным?
— Да, как нам показывают в американских фильмах. Но, к слову, в жизни такого не бывает: в США очень мощные профсоюзы, и вот так запросто, двумя словами, выкинуть человека на улицу работодатель просто не посмеет. Когда наши «боссы» начинают так себя вести, мы направляем работников в госинспекцию труда.
— Какие категории работников пострадали от кризиса больше других?
— Пострадали все. К счастью, Орск «задело» все же не так сильно, как многие из соседних городов. Уровень безработицы колебался в пределах 1,4-1,6% экономически активного населения, а самое главное — нам удалось избежать стихийных сокращений. Надеюсь, что в дальнейшем ситуация будет стабильно выправляться.
Павел Лещенко.
Источник: «Орская хроника».