Верховный суд отклонил иск экологов, требовавших запретить производство целлюлозы около озера Байкал.
Постановление, разрешающее производство целлюлозы, бумаги и картона в экологической зоне Байкальской природной территории без использования бессточных систем водопользования, в январе 2010 года подписал премьер-министр России Владимир Путин.
Активисты «Гринпис-Россия» обратились в суд, требуя отменить это постановление и запретить опасное производство около Байкала. Однако суд подтвердил законность постановления правительства.
Градообразующий объект
Проблему сброса отходов от производства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината решают уже не первый год. В 2008 году владелец контрольного пакета акций БЦБК Олег Дерипаска объявил о том, что на комбинате будет введена система замкнутого цикла водооборота, при которой в Байкал ничего не сбрасывается.
Однако при этом режиме работы можно производить только небеленые, очень дешевые, сорта целлюлозы. Руководство ЦБК сочло, что в нынешних рыночных условиях производство небеленой целлюлозы является экономически невыгодным, и остановило предприятие в октябре 2008 года, сократив 1500 человек.
Решение возродить деятельность предприятия руководство комбината и власти региона объясняют тем, что для 17-тысячного Байкальска БЦБК — это градообразующий объект.
Однако эксперты оценивают изношенность оборудования предприятия в 80-90% и сомневаются, что построенный в 1966 году завод сможет принести хоть какую-то прибыль.
Защитники природы полагают, что вместо того, чтобы развивать заведомо убыточное, по их мнению, производство, властям региона стоило бы попытаться как-то диверсифицировать экономику Байкальска — например, развивать туризм.
Обсуждение в ЮНЕСКО
Экологи не намерены сдаваться и собираются оспаривать сегодняшнее решение суда.
Они напоминают, что в соответствии с конвенцией сохранения культурного и природного наследия Россия взяла на себя обязательства не наносить вред объекту Байкал.
Представитель «Гринпис» Михаил Крейндлин сказал, что вопрос об экологии на Байкале будет обсуждаться на ближайшей сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, в результате чего, по его словам, озеро может быть переведено в список «Всемирное наследие под угрозой».
«За 40 лет работы комбината в отдельных районах озера уже произошли необратимые процессы, — заявил ИТАР-ТАСС Крендлин. — К счастью, в целом на экосистему Байкала его работа пока не повлияла».