В армии желает служить один из пятидесяти призывников.
Мы уже сообщали, что в Новотроицке на должность начальника новотроицкого отдела военного комиссариата Оренбургской области назначен подполковник запаса Дмитрий Беликов. Несмотря на то, что работает новый военком, как говорится, без году неделя, он уже успел познакомиться с непростой обстановкой, сложившейся в городе с весенним призывом. О некоторых своих впечатлениях от увиденного и услышанного он рассказал нашему корреспонденту.
— Этой весной повестки для прохождения призывной медицинской комиссии проигнорировали двести молодых новотройчан, а большинство из тех, кто всё же пришёл в военкомат, правдами и неправдами стараются избежать отправки в войска, — начал беседу Дмитрий Леонидович. — Эти обстоятельства вызывают у меня определенные опасения. При плане набора в двести пятьдесят призывников, в настоящее время уехали служить чуть более ста. Несмотря на то, что призыв продлится до 15 июля, боюсь, означенного правительством количества достичь не удастся.
— Что означает — «правдами и неправдами»?
— Приведу один пример. Несколько дней назад на заседание призывной комиссии я пригласил около пятидесяти человек, которые, кстати, до 1 апреля уже прошли медкомиссию и были признаны годными для службы в армии. Так вот только один из них — Александр Костай — не заявил, что имеет проблемы со здоровьем. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить родителей за воспитание сына, они вырастили настоящего мужика. А вот остальные призывники поголовно в одночасье «заболели». География хворей обширна. Здесь и плоскостопие, и искривление позвоночника, и радикулиты, и ещё много болячек, о которых я никогда не слышал. Удивительно, но практически у каждого с собой имелся подтверждающий болезнь медицинский документ. Что вызывает подозрения? Так выданы они все, во-первых, врачами, к призывной комиссии не имеющими никакого отношения, а во-вторых, иногородними больницами. По закону врач призывной комиссии не имеет права игнорировать жалобы призывников, поэтому часть призывников с особо «страшными» диагнозами будет направлена на дообследование, часть — на контрольный медосмотр в областной центр. Только вот легче от этого не станет.
— Так это можно каждую призывную кампанию «заболевать» и дообследоваться?
— В осенний призыв, наверное, воспользуюсь медногорским опытом, где с такого рода хитростями я покончил, пару раз самолично свозив «больных» призывников в Оренбург. Их там на моих глазах осмотрели профессиональные врачи и признали всех годными для службы в армии. Ну, а если и этот метод не подействует, придётся обращаться в правоохранительные органы. Это, конечно, неприятно, но другого способа достучаться до совести «бегунов» сегодня не существует. Кстати, в первый месяц работы в Новотроицке я уже отправил в прокуратуру три заявления на возбуждение уголовных дел по поводу уклонения от службы местных призывников. Но, судя по всему, обращений будет значительно больше. В частности, добавятся дела по гражданам, ранее уклонявшимся от призыва и пожелавшим получить военные билеты по достижении ими двадцатисемилетнего возраста. До недавнего времени этой категорией призывников-уклонистов никто не занимался: молодые люди приходили к военкому с квитанцией об уплате пятисотрублёвого штрафа и получали на руки заветный документ. Где они жили, где учились, где прятались — мало, кому было интересно. Сегодня всё иначе. Если в личном деле есть материалы по их розыску, то военком обязан направить заявление в правоохранительные органы с просьбой дать действиям и бездействиям этих граждан правовую оценку. На двух новотройчан необходимый пакет документов я на днях собственноручно уже отнёс в прокуратуру. На подходе ещё десятка два бывших призывников. Скажут мне, что закон не нарушен — с удовольствием выдам «военник», найдут состав преступления — извините, но ни одного военного билета в обход закона при мне никто не получит.
— Жёстко.
— А почему у вас это вызывает удивление? Во всей стране уже давно существует подобная практика воздействия на уклонистов, и никто вопросов не задаёт. Скажу больше, практически все военкоматы не первый год призывают одиннадцатиклассников сразу же после выпускного бала. Не понимаю, почему в Новотроицке про них забывали? Служить всего год, чего прятаться-то. Институты никуда не убегут.
— Дмитрий Леонидович, почему новотройчане, призванные в армию в апреле-мае, уехали на Дальний Восток, ведь Минобороны отменило так называемый экстерриториальный признак призыва, когда молодые люди обязаны были служить вдалеке от дома?
— Стечение обстоятельств. На дальний Восток через всю страну шёл большой воинский железнодорожный эшелон с призывниками. Где-то, похоже, недобрали людей, вот и пришлось пополняться оренбуржцами. Но новотройчане, призванные в июне-июле, будут служить в Приволжско-Уральском военном округе.
— Говорят, что и в Медногорске и в Кувандыке Вы вплотную занимались патриотическим воспитанием молодёжи, отслеживали судьбу призывников в войсках?
— А без этого работа военкомата будет неполноценной. Качество призыва напрямую зависит от воспитания молодёжи. Согласны? В бытность военкомом в Медногорске я установил прочные связи с одним из полков ясненской дивизии. Офицеры-ракетчики с удовольствием приезжали к нам для участия в различных мероприятиях, неоднократно выступали перед молодыми ребятами с рассказами о солдатском быте. Очень, скажу я вам, действенная мера. Что касается отслеживания судьбы призывников, то у меня, к сожалению, нет такой возможности. Но если ко мне обращались за помощью родители мальчишек, делал всё, чтобы у них не оставалось к армии вопросов. Подобную практику собираюсь использовать и в Новотроицке. Кстати, вот на днях на приём пришла мама молодого человека, который был отправлен в войска месяц назад. Служит он в Хабаровске. Женщина рассказала, что получила письмо от сына, где он жалуется на издевательства со стороны сослуживцев, призванных с Кавказа. Я уже позвонил в воинскую часть, поставил в известность командира и направил факсом заявление матери. Ситуация сложная хотя бы потому, что у парня, если эта история получит огласку, могут возникнуть проблемы по службе. К сожалению, это так, но успокаиваться я не собираюсь. Каждого новотройчанина буду защищать всеми возможными правовыми методами.
Служба информации ТРК «Евразия».