Орск трижды на протяжении десятка лет становился «маленьким творцом» больших гонок - в 1996 и 1997 годах наш город принимал участников «Мастер-ралли-Кубок мира» (Париж-Москва-Пекин), а несколько лет назад оказался свидетелем крупных международных гонок «Париж – Пекин». Автор этих строк освещал названные состязания, а сегодня решил поделиться своими еще живыми воспоминаниями, ведь большинство орчан так и не увидели главного – импровизированного городка за Орском, да и напрямую со спортсменами не имели общения…
Два часа дня 11 сентября 1996 года. Двигаемся по улицам города и обращаем внимание на то, что на каждой сотне метров стоят посты милиции и сотрудников автоинспекции. К последним мы и обратились с вопросом – дать ориентировку гонки. Сведения оказались скупыми. Финиш этапа должен был состояться у села Репино в 15 часов. Дальнейший путь каравана авто замалчивался. Но все-таки мы узнали о конечной точке дислокации гонщиков – импровизированный городок вырос в степи в районе Орского аэропорта. Он возводился силами технических бригад, обслуживавших «Мастер-ралли».
Попасть на территорию городка нам удалось по счастливой случайности. В момент пересечения контрольной полосы неподалеку от нас приземлилась на эффектном небольшом вертолете бригада журналистов с французского телевидения. Следом, один за другим, опускались на землю винтокрылые машины службы безопасности ралли.
В глаза бросился выросший среди степи огромный красочный шатер с названием гонки. Наблюдалось легкое волнение среди техперсонала – пришло сообщение, что на скоростном участке перевернулся один из джипов… И вдруг среди французской, испанской, немецкой речи кто-то окликнул нас по-русски: «Ребята, вы случайно в город не поедете? Другу, вот, французу пообещал его любимые сигареты «Союз-Аполлон» купить…» Россиянин оказался водителем «КамАЗа» из состава техгруппы обслуживания мотогонщиков. Помочь соотечественнику мы не смогли…
Старт гонки был дан в Париже. Всего на первый этап во Франции вышли 114 единиц техники фирм «Ситроен», «Мицубиси», «Тайота», «КамАЗ», «Мерседес», «АвтоВАЗ». Из-за отсутствия с китайской стороны гарантий безопасности (из-за серии наводнений), гонку пришлось корректировать по ходу. В итоге финиш ралли состоялся в столице Монголии Улан-Баторе. Мы выяснили, что столь строгие меры безопасности приняты были неспроста – во время предыдущего марафона «Париж-Дакар» один из гонщиков наехал на противопехотную мину в пустыне, в зоне действия сепаратистских формирований, и погиб!
Находясь в городке. Мы узнали о многих интересных фактах, связанных с гонками. Так, кормил участников (и очень вкусно!) знаменитое французское «Шапито» Жоржа Грзана, мусор убирался во время стоянок автомобилем «Сиба-сервис» (своеобразный мусороперерабатывающий завод на колесах), все баки автомобилей имели двойную степень защиты и особую герметичность. Проливы, утечки топлива практически были исключены, в качестве же топлива применялся очень чистый высооктановый бензин европейского производства.
С нетерпением ожидали прибытия гонщиков. Около четырех часов первым влетел на территорию городка многократный чемпион мира по ралли финн А.Ваттанен со своим французским штурманом Г.Пикардом. По тому, как он охотно позировал фотокорреспондентам и эмоционально рассказывал о прохождении трассы, стало ясно, что скандинав доволен своим выступлением. Его главный соперник француз Пьер Лартиг держался менее оптимистично. Одеждой он отличался от Арии. На Пьере замечательно «сидела» белоснежная, с множеством карманчиков, форма, тогда как представители «Ситроена» красовались в ярко-розовых куртках. Чуть позже начали прибывать мотогонщики и спортивные грузовики – команда фирмы «Ниссан». Мы же с нетерпением ожидали «КамАЗы». Встретили последних аплодисментами. Уже позже стало известно, что участок Тоцкое-Орск (649 километров) несколько испугал организаторов гонки. Дождь внес коррективы. Вначале в Рыскулово марафонцы задержались на старте, а затем по решению организаторов гонщики прошли по части трассы дружной группой. Как выяснилось, в Оренбуржье перевернулись две машины каравана, но обе из числа вспомогательных. Вначале «закавыка» случилась с грузовиком технического обслуживания, а затем перевернулся джип из службы «Скорой помощи». Все обошлось без жертв. «Ехали, словно по льду!» - упомянул лидер мотогонщиков француз Тьерри Мальвердин.
В 1997 году Орск вновь встречал участников ралли. Диковинкой оказалась хрупкая японка Рацуко Насира, которая на «Мицубиси» на равных сражалась с мужчинами и со своей болезнью – она, директор детского сада, не только победила рак, но и за рулем на трассе показывала чудеса вождения автомобилем.
Служба информации ТРК «Евразия».