Стремительное развитие в России Интернета, блогов и социальных сетей породило у многих надежду на приход новой эры «прямой демократии».
По имеющимся данным, уже около 38% россиян в той или иной степени имеют доступ к сети. Они получили возможность выражать свое мнение напрямую, без посредничества традиционных СМИ, находящихся под влиянием государства или крупного бизнеса, и организовывать коллективные действия.
Сетевые обращения и кампании, виртуальные выборы, разоблачения блогерами всевозможных злоупотреблений в последние год-два стали неотъемлемой частью российской жизни. Но каково их реальное влияние?
После недолгого периода эйфории российские эксперты все чаще приходят к выводу: Интернет не всесилен. Он является полезным инструментом гражданского общества, но не может радикально переделать мир, в котором, как и раньше, задают тон политики, корпорации и интеллектуальная элита.
Разговор из-за океана
В сенсационной статье в журнале New Yorker от 4 октября канадский журналист Малькольм Глэдуэлл высмеял притязания социальных сетей на важную политическую роль.
На днях тему продолжил журналист New York Times Фрэнк Рич, по мнению которого в Интернете больше эмоциональной риторики и манипулирования общественным мнением, чем конструктивных дискуссий.
Разговор, начатый в США, подхватили в России.
Один из пионеров рунета Антон Носик 11 октября написал в сетевом журнале «Сноб», что не разделяет разочарования Глэдуэлла, поскольку с самого начала был свободен от его иллюзий.
«Два года назад, когда мантра о политическом всемогуществе Интернета была на пике моды, западные журналисты жаждали расслышать поступь кибер-революции в России. Я тогда терпеливо объяснял зарубежным коллегам, что Интернет сам по себе никого свергать и назначать не в состоянии, и чем больше в российском Интернете пользователей, тем меньше в нем доля какого бы то ни было радикализма и оппозиционности, и тем больше кондового конформизма. Меня выслушивали вежливо, но скептично. И все равно писали про Кишинев, про «твиттер-революцию», подобравшуюся под самые стены Кремля. Постепенно писать перестали — сперва про Кишинев, затем и про Кремль. А теперь вот уже и в Америке перестают ждать «твиттер-революции», — заявил Носик в статье под названием «Интернет не оправдал надежд».
С ним солидарен известный журналист и блогер Матвей Ганапольский.
«Гора Интернета рождает мышь влияния. Жизнь решается не в блогах, а в Кремле, в Белом доме, в судах и на улицах», — написал он на сайте газеты «Московский комсомолец» в комментарии под заглавием: «Народ против? Ну и блог с ним...».
Интернет-сад
По мнению Ганапольского, власть не только не боится общественной активности во Всемирной паутине, но и приветствует ее как средство отвлечения внимания от других форм политического протеста.
«Мы ждали от Интернета чудесных чудес, — заявил на региональной конференции журналистов и блогеров в Новосибирске 25 октября Александр Плющев, еще одна видная фигура Рунета. — Выяснилось, что сам по себе Интернет ничего сделать не может. По-прежнему, сделать что-либо могут люди, а какие у них при этом в руках инструменты — не так уж важно».
«Мы знали, что рано или поздно все будут пользоваться Интернетом, широкополосный доступ придет не только в столицу, но и в регионы, что чиновники будут вести блоги, что записав свое видеообращение в Интернет, можно будет обратиться к граду и миру, что президентом станет вполне себе продвинутый пользователь. Все это свершилось. И что? Поменялась ли как-то, пусть даже непринципиально, наша жизнь? Расцвел ли Интернет-сад на задворках нашей повседневности?» — задает риторические вопросы Плющев.
По его словам, каково общество, таков и Интернет: большинство пользователей интересуют не политика и свобода слова, а «неисчерпаемый халявный источник фильмов и музыки».
«Практически никому из инициаторов каких-либо кампаний в Интернете не удавалось добиться своих целей силами одного интернета, без выплескивания темы в СМИ, пусть даже и не на центральные каналы ТВ», — констатировал Плющев.
«Однако все это вовсе не повод отчаиваться», — полагает он.
Теория малых дел
Наблюдатели указывают, что в ряде случаев усилия российских интернет-активистов не пропали даром.
Оппозиционный блогер Марина Литвинович уверена, что на решение властей досрочно освободить из заключения бывшего юриста ЮКОСа, мать троих детей Светлану Бахмину повлиял виртуальный сбор подписей в ее защиту.
В интервью онлайн-изданию «Особая буква» Литвинович напомнила также о движении «синих ведерок», которое без Интернета не приобрело бы такого размаха.
Известный энтузиаст «сетевой политики» Алексей Сидоренко в статье в американском интернет-издании «Голоса всего мира» привел в качестве примеров раскрытие убийства во Владивостоке благодаря поиску свидетелей через Интернет, роль блогеров в разоблачении банды, терроризировавшей водителей грузовиков на Урале, и увольнение башкирского чиновника после того, как в YouTube было выложено видео, на котором он заставлял школьников целовать свои туфли во время урока физкультуры.
Сидоренко напомнил также об успешной интернет-кампании в связи с сомнительными условиями тендера стоимостью в 1,8 млн. долларов на создание интернет-сайта, объявленного министерством здравоохранения и социального развития. Тендер был отменен, а отвечавший за него чиновник уволен.
Кампанию организовал известный блогер Алексей Навальный, который благодаря своей борьбе с коррупцией приобрел такую популярность, что в ходе организованных газетой «Коммерсант» виртуальных выборов мэра Москвы занял первое место, опередив следующего кандидата примерно на 30%.
Навальный прославился, в частности, критикой менеджмента Внешторгбанка, «Роснефти» и «Газпрома» (он владеет совсем небольшим количеством акций этих гигантов).
Ни одна из организованных им интернет-кампаний пока не закончилась возбуждением уголовных дел, но, по словам самого Навального, он хотя бы усложняет коррупционерам жизнь и заставляет их действовать не так откровенно.
Получил массовый отклик призыв Навального к согражданам публиковать в Сети фотоснимки ям и выбоин на дорогах вкупе с фамилиями ответственных за это чиновников.
Но самой успешной на сегодняшний день интернет-кампанией в России считается мобилизация добровольцев и сбор средств для борьбы с августовскими лесными пожарами. В частности, в Сети была размещена карта с указанием мест, где власти не тушат огонь или делают это неэффективно.
По мнению Александра Плющева, дело в том, что она преследовала не политическую, а житейскую цель.
«Это не была кампания влияния, это не был призыв к властям что-нибудь делать, менять законы, и т.д. Это была координация деятельности и констатация: вот, ребята, мы уже делаем, хотите помочь — присоединяйтесь! — говорит он. — Интернет постепенно превращается из мегафона в лопату. Там, где раньше орали, начинают копать. Вопрос только в том, насколько многочисленна армия готовых копать, как быстро будут расти ее ряды».
По материалам Службы мониторинга Би-би-си.
Источник: BBCRussian.com