65 лет не срок, а целая жизнь.
До 1945 года в рабочих посёлках Новотроицк и Аккермановка правосудие осуществлял филиал орского горсуда Сталинского района Чкаловской области. С изменением статуса этих поселений — в 1945 году они были преобразованы в город Новотроицк — местная Фемида получила самостоятельность.
6 лет назад у Новотроицкого городского суда, воспитавшего немало известных юристов для страны, среди которых, кстати, нынешний председатель Оренбургского областного суда Виктор Емельянов, не было собственного здания. Почти полвека горсуд располагался в начале в бараках, сооруженных в военные времена, затем короткое время делил одноэтажный корпус прокуратуры со следователями. И лишь благодаря настойчивости тогдашнего председателя Николая Рыжова сотрудники получили возможность работать в комфортных во всех отношениях условиях. В выстроенном городом Доме правосудия в распоряжении сотрудников оказались восемь просторных залов судебных заседаний и помещения, где разместились канцелярия и архив.
— Но самое главное, — вспоминает Николай Петрович, — каждый судья получил отдельный кабинет, что является немаловажным фактором для своевременного, оперативного и качественного рассмотрения дел.
До недавнего времени даже судьи Оренбургского областного суда были лишены такой возможности. 24 сентября 2010 года они переехали в новое здание, а до этого ютились в тесных кабинетах по двое, а то и по трое. Бесспорно, тысячу раз прав Николай Рыжов в том, что наличие комфортных условий для работы благоприятно сказывается на конечном результате, однако не стоит забывать и о качестве кадрового состава судей. С этим у новотройчан всегда был полный порядок. В разные годы пополнили состав Оренбургского областного суда заслуженные теперь уже юристы Анатолий Трынов и Виктор Емельянов, судьи Лидия Ширманова и Надежда Капустина. Плохих работников, как известно, в должностях не повышают.
Нет вопросов и к нынешнему поколению сотрудников: восемь судей за год рассматривают более 600 уголовных и порядка 1200 гражданских дел. Причём процент отменённых приговоров и постановлений вышестоящей инстанцией ничтожен. Да, нагрузка на сотрудников неимоверная, однако никто не ропщет. Но не из-за опасения потерять, хоть и трудную, но престижную работу. Просто коллектив у них сложился дружный и ответственный. По оценке многих специалистов, немалая заслуга в этом нынешнего председателя Киры Константиновны Анненковой. Правда, сама она считает это утверждение большим преувеличением.
Говорит, что костяк профессионалов суда образовался при Николае Петровиче, и ей ничего практически не пришлось менять. По большому счёту, так и должно быть, ведь суд — это не производство, где с лёгкостью можно сменить тактику и не проиграть. Когда от твоего решения зависят судьбы многих людей, тут уже не до перестроек. Впрочем, на это ни у Киры Константиновны, ни у подчинённых нет времени. За последние семь лет законодатели только в Уголовный кодекс внесли более 300 поправок, а чтобы расти в профессиональном плане, необходимо буквально ежечасно следить за этими изменениями.
— Говорят, что наша деятельность сродни врачебной, — замечает Кира Анненкова. — Да, и те, и другие не имеют права на ошибку, поскольку любые наши действия отражаются на судьбах живых граждан. Однако судье, я думаю, приходится труднее. Наше законодательство, к сожалению, часто не однозначно, и правильность его применения зависит от определённых фактических обстоятельств, разобраться в которых могут только люди с обострённым чувством справедливости, уважающие закон и свой народ. В Новотроицком суде, в этом я уверена, трудятся именно такие сотрудники…
Фёдор Евдокимов
Служба информации ТРК «Евразия».