К такой жизненной ситуации сложно быть готовым. Что делать? Куда звонить? К кому обращаться? Как организовать похороны?
Хорошо, если найдется человек, который подскажет, что нужно делать в такой момент. Лучше, если им окажется ваш близкий или хотя бы знакомый. Но чаще всего неожиданно объявляются совершенно посторонние люди — менеджеры ритуальных услуг. Они появляются на пороге уже через 10 минут после смерти человека и наперебой начинают предлагать свою помощь в организации похорон. Наживаются на горе или действительно хотят помочь? Решив это выяснить, я устроилась на работу в агентство ритуальных услуг.
«Будешь плакать — уволим!»
Попасть на собеседование в похоронное бюро помог знакомый. Человеку с улицы сюда не попасть, нужны связи.
— В нашем бизнесе девушки — явление редкое, у нас в основном парни работают, — с ходу бросила мне женщина средних лет в голубом платье в горошек. — Слабая женская психика не выдерживает.
— Я не из таких, в жизни всякое было, поэтому ничего не боюсь, — попыталась я произвести впечатление железной леди.
— Плачешь часто? — продолжилось тестирование.
— Нет, — опять соврала я.
Обстановка в офисе самая обычная, только стоящие по углам венки с крестами наводят тоску и уныние.
— Ладно, вижу, девчонка ты бойкая, — сдалась после получасовой беседы собеседница. — Давай попробуем. Испытательный срок — месяц. Будешь ездить на заказы вместе с напарником. Он водитель и менеджер в одном лице, в этом бизнесе уже три года, поэтому впитывай все, что он говорит. Твоя задача сидеть дома и ждать нашего звонка. Умер человек — есть заказ, мы тебе звоним и называем адрес, куда нужно ехать. Позвонить можем и в 24.00, и в 5.00. Короче, в любое время, ведь покойники часов не наблюдают, — пытается пошутить женщина. — Так что нужно всегда быть наготове. Три раза не взяла трубку — уволена! Твоя цель со скоростью света попасть в это место и раскрутить плачущих родственников на наши услуги. Чем больше «раскрутка», тем выше твой заработок. Возьми прайс, изучишь дома. Удачи!
Мне позвонили через три дня в 5 часов утра.
— Хватит дрыхнуть! Срочный заказ. Какой-то богатый старичок отошел в мир иной. Будь готова через пять минут! Оденься неброско, волосы собери в пучок.
Кое-как продрав глаза и одевшись, спускаюсь вниз. Едем. Через 10 минут уже на месте.
«А мы думали, что вы умерли...»
— Стой рядом и слушай, что я говорю, — напарник в великолепно отглаженном черном костюме наспех натягивает голубоватый галстук на шею. — В следующий раз будешь сама рулить.
Киваю головой. Поднимаемся на шестой этаж. Мое сердце стучит, как сумасшедшее. Стучимся минут 10. Дверь открывает заспанная женщина лет 50.
«Странно, у них горе, а они спят», — промелькнуло в голове.
Коллега делает печальный вид и начинает свою речь:
— Здравствуйте! Мы знаем, что у вас случилось горе. Примите, пожалуйста, наши искренние соболезнования. — Сергей проходит в дверь, берет оторопевшую женщину за руку и предлагает успокоительное. — Не бойтесь, мы не аферисты, мы всего лишь хотим облегчить ваши страдания. Вам сейчас и так нелегко, зачем обременять себя еще и траурными хлопотами? Мы готовы взять эту работу на себя...
— Простите, молодой человек, какое горе?! О чем вы? Что случилось? Кто вы такие?! — осыпает она нас градом вопросов.
— Галя, кто там пришел? — тут из-за спины женщины вырисовывается наш «покойничек».
— Ой, извините...
Еле ноги оттуда унесли. Оказалось, что дедушке было просто плохо с сердцем и наши менеджеры просто поторопились записать его в ряды усопших.
— И часто такое бывает? — интересуюсь я у коллеги.
— Да нет. Ладно, не переживай, с боевым крещением тебя!
«Прайс на подпись подавай, когда тело только-только закопали»
Второй звонок поступил только через неделю в 10 часов утра. Умер парень. Приехали на адрес через 15 минут.
— Блин, не успели! — Сережа со всей силы бьет по рулю. — Машина конкурентов стоит!
В городе четыре крупных похоронных агентства, которые постоянно воюют друг с другом из-за заказов. Дело доходит до того, что агенты дерутся и ссорятся прямо на глазах у оторопевшей родни усопших.
— Дождемся, пока уедут, и сами поднимемся, — сосредоточенно произносит Сергей.
— А так можно? — округляю я глаза.
— Конечно! Пообещаем скинуть цены тысяч на пять, они и согласятся. А как заказ возьмем, еще и накрутим, если повезет.
— А если заметят?
— Не заметят! Бумажку нужно подсовывать в тот момент, когда тело умершего в землю зароют. Им в такое время не до денег!
Скверная работенка. Через час из подъезда выскакивают наши конкуренты с довольными лицами. Видимо, для них все сложилось удачно.
Поднимаемся наверх. Дверь открывает молодая женщина лет 30 с заплаканными опухшими глазами. Я прохожу вперед. Сердце вот-вот выскочит из груди.
— Здравствуйте, знаем, что у вас горе, — из кармана предательски не вылезает носовой платок. — Мы хотим помочь. Успокойтесь, пожалуйста...
Женщина падает на диван и заливается слезами. В квартире пахнет смертью и нашатыркой. Я готова бежать куда глаза глядят. Коллега, опасаясь, что из-за меня все провалится, идет на кухню и приносит стакан с водой:
— Вам предстоит сделать кучу дел, о которых вы понятия не имеете: оформить справки, заняться перевозкой тела, купить гроб...
В этот момент из комнаты показывается мужчина.
— Опять вы?! Убирайтесь отсюда! Налетели, как коршуны! Аферисты! Чтоб духу вашего здесь не было!
Нам вслед летит табуретка.
— Ничего, еще сами же перезвонят. 90% даю, — бросает Сергей, сбегая вниз по лестнице.
Два месяца труп пролежал в квартире
Через пару дней в шесть часов вечера снова поступил звонок.
— Собирайся, там мужичок какой-то скончался, — в трубке бодренький голос Сережи.
Возле многоэтажки уже дежурят МЧСники. Вместе с ними заходим в подъезд. Открываем дверь и все семь человек разом склоняемся к полу. В квартире ужасный трупный запах. Меня сильно тошнит. Как оказалось, труп пенсионера два месяца пролежал в квартире. Специалистов вызвали соседи. Через полчаса приехал сын покойника.
— Какого черта вам нужно? Я знаю, что он умер, времени не было приехать! — произносит он чудовищные слова.
Пытаюсь уговорить его на услуги. Через полчаса он все-таки согласился. Первые 18 тысяч у нас в кармане!
У меня складывалось ощущение, что мне, как новичку, доставались самые сложные заказы, как будто проверяют на прочность. Труднее всего беседовать с родней, предлагая услуги. Как только договор заключен, дальнейшее — дело техники.
Сережа позвонил спустя неделю.
— Все, с меня хватит! — призналась я Сереже, решив, что это был мой последний заказ.
— Ты пойми, это такой черный бизнес. Здесь не все выдерживают! Если хочешь бабки, нужно все терпеть и вкалывать. Я тоже смотреть не мог на эти трупы, на ревущих людей. Сердце всякий раз сжималось, когда понимал, что еду на заказ с мыслью: хоть бы человек был мертв, но потом привык. И ты привыкнешь. Тут большие деньги — можно зарабатывать сто тысяч в месяц, если постараться. Спрячь свои эмоции поглубже и иди «продавать лицо»! Будь ангелом для этих людей, их благодетелем!
Вместо послесловия
Конечно же, не все отрицательно относятся к ритуальным агентам. Ведь с одной стороны это очень удобно. Агент приходит к тебе домой и делает всю черную работу, связанную с похоронами, за тебя. Организует доставку тела в морг, его подготовку для похорон со всеми необходимыми процедурами. Находит транспорт — пассажирский и катафалки. Помогает выбрать ритуальные принадлежности: гроб, крест, венки и все прочее. Предлагает варианты проведения поминальных обедов с их последующей организацией. Он же получит в поликлинике медицинское свидетельство о смерти, оформит захоронение на кладбище. При необходимости проведет обряд отпевания.
Однако, как мне признался Сергей, цены на эти услуги в агентствах явно завышены. Например, при средней цене гроба в 600 рублей, они продают его за 4 тысячи. Крест стоит 350 рублей, а в прайсе значится цена в 3500 рублей.
Самые дорогие похороны обойдутся оренбуржцам в 120 тысяч рублей, эконом-вариант — в 18. В среднем все эти услуги, начиная от нательного крестика до поминального обеда, встанут в 30 тысяч рублей.
Источник: orenday.ru