Нефтяные компании в апреле 2011 года подняли цены на бензин, из-за чего в ряде регионов России возникла острая нехватка топлива.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дела в отношении компаний ТНК-BP и «Башнефть», подозревая их в искусственном завышении цен на автомобильный бензин, начиная с марта 2011 года.
Как отмечает ФАС, стоимость некоторых видов топлива у этих компаний увеличилась более чем на 30%.
В частности, как указывает ведомство, ссылаясь на данные энергетического агентства Platts, на мировом рынке в мае 2011 года отмечено снижение цены на бензин марки «Премиум». При этом на НПЗ, входящих в «ТНК-ВР Холдинг» и «Башнефть», отмечен рост цен, значительно превышающий рост мировых котировок, говорится в сообщении ФАС.
Кроме того, по данным мониторинга ФАС, на заводах этих компаний был отмечен максимальный рост отпускных цен во время «топливного кризиса» в апреле 2011 года.
«Поддерживая цены на монопольно высоком уровне, указанные нефтяные компании не только ущемляют интересы потребителей, но и ограничивают возможность свободного оборота нефтепродуктов на оптовом рынке в границах Российской Федерации», — заявил замруководителя антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин.
Компания ТНК-ВР и «Башнефть» заявили агентству Прайм, что пока не получали документов от ФАС о возбуждении дел.
«ТНК-ВР пока не получала от ФАС документы о возбуждении данного дела. После получения документов и ознакомления с материалами дела компания сформирует позицию и определит порядок дальнейших действий», — сказал представитель компании.
«Топливный кризис»
В апреле 2011 года в ряде российских регионов возникла острая нехватка бензина.
Российские антимонопольные органы тогда объяснили кризис тем, что на фоне роста цен нефти на мировом рынке российским производителям стало невыгодно торговать топливом в розницу внутри страны, и они отправили нефтепродукты на экспорт, создав дефицит в России.
В мае премьер-министр России Владимир Путин предположил, что причиной роста цен на бензин в стране мог стать сговор компаний-производителей. «Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество», — сказал тогда Путин.
Однако некоторые эксперты называли основной причиной дефицита бензина именно требование властей снизить цены на топливо, в результате чего компаниям стало выгоднее торговать им за границей. Во время одного из совещаний, российский премьер отметил, что обязательства нефтяных компаний по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами должны быть пропорциональны объемам добываемой нефти.
Несмотря на снижение налогов на темные нефтепродукты (мазут и другие продукты первичной переработки нефти), предпринятое для того чтобы нефтяные компании смогли инвестировать средства, в частности, в производство автомобильного бензина, качественного обновления российских НПЗ не произошло.
Нефтяные монополисты «трех волн»
Летом ФАС уже вынесла решения по ряду антимонопольных дел в рамках «третьей волны» в отношении нефтяных компаний «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть».
В конце июля-начале августа ведомство признало, что эти три компании злоупотребили доминирующим положением на рынке путем поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин с октября 2010 по январь 2011 года.
В нарушении конкуренции также подозревались «Сургутнефтегаз», ТНК-BP и «Башнефть», но в конце июня руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что эти компании «не хулиганили на бирже или меньше хулиганили», допуская при этом, что дела против них возбуждены не будут, «если они будут нормально себя вести».
За два года до этого прошли еще две «волны» антимонопольных дел, в результате которых нефтяные компании выплатили огромные штрафы.
«Лукойл», «Роснефть» и ТНК-BP заключили с ФАС мировые соглашения, поэтому их выплаты были несколько уменьшены. «Газпром нефть» предпочла отстаивать свою правоту до конца, поэтому компании пришлось выплачивать штраф в полном размере (4,7 млрд. рублей).
Общая сумма штрафа для нефтяных компаний по делам «двух волн» была снижена с 26 до 15 млрд. рублей.