Относительно недавно страницы местных газеты пестрели объявлениями «Прошу вернуть за вознаграждение автомобиль ВАЗ-21..., угнанный там-то и там-то». Это воспринималось как циничный плевок в адрес правоохранительных органов, но так было. Сегодня таких объявлений почти и не встретишь. Значит ли это, что машины стали угонять меньше? Или изменилась цель угона. Теперь преступник хочет не выкуп получить, а перепродать угнанный автомобиль.
Однако статистика показывает, что угоны, как вид криминального бизнеса, не изжили себя. За 9 месяцев в Орске был угнан 221 автомобиль. В то время как за весь 2010 год без законных владельцев осталась 191 машина. Рост налицо.
Рейтинг популярности
Особым спросом у угонщиков пользуются отечественные автомобили. Это трудно объяснить. В больших городах угонщики охотятся за «Лексусами» и «Ауди». У нас по-прежнему воруют ВАЗы.
За девять месяцев было угнано 65 отечественных автомобилей классических моделей: от «копейки» до «десятки». То есть спросом пользовался весь модельный ряд.
— За три квартала этого года было угнано 43 машины «Лада Самара», — комментирует старший инспектор группы по розыску ОБ ДПС Рустам Букбанов. — Набирает популярность у преступников «Лада-Приора». Машин этой модели было угнано 4. Что же касается иномарок, то их с начала года угнали 6 штук.
Наши неформальные эксперты — рыночные торговцы (или, как их еще называют, перекупщики) — утверждают, что отечественные автомобили угоняют охотнее по причине их неприхотливости. Перекрасить отечественное авто и купить поддельные документы проще. Нам же кажется, что причина иная.
У дорогой машины — и хозяин дорогой. А, значит, найдет угонщика, достанет из-под земли — и тогда тому несдобровать. На родных «десятках» ездит публика попроще, не такая авторитетная, без друзей и связей. Кроме того, и защищены родные машины не так, как дорогие иномарки, на которых одна противоугонка сопоставима с ценой вазовской классики.
Рыбные места
Расследуя уголовные дела, сотрудники правоохранительных органов составляют свою, невидимую для непосвященных карту мест, с которых чаще всего угоняют машины.
Ленинский район
Наиболее криминальный район ввиду своего расположения в центре города. Именно здесь фиксируется лидирующее число автоугонов. Район 2-го участка, улица Строителей, поселок Никель, рынок «Авангард» и дворы жилых домов по проспекту Ленина — в этих местах водителям настойчиво не рекомендуется оставлять автомобиль без присмотра. То есть, если в обычных местах просто не рекомендуется, то тут особо не рекомендуется...
Автомобили, припаркованные у крупных магазинов — «Центральный», «Фортуна», «Провиант», рынок «Авангард» — становятся легкой добычей для похитителей.
Нельзя бросать машины рядом с Центральным парком. Это тоже излюбленное место угонщиков.
— Автомобилисты оставляют машины на ночь во дворе, наивно полагая: если во дворе стоит несколько машин, то район тихий и автомобили здесь не трогают, — отмечает Рустам Жанназарович. — Между тем, как показывает статистика, едва ли не каждый пятый угон автомобиля происходит со двора жилого дома.
Советский район
В этом районе по количеству угонов лидируют парковки около магазинов «Магнит» на Вокзальном шоссе. С парковки этого магазина с начала года было угнано 8 машин.
Второй опасной точкой в Советском районе считается «Магнит» на улице Перегонной — угнано с начала года 5 машин.
Далее по классу опасности в Советском районе расположились объекты здравоохранения: железнодорожная больница и поликлиника — угнано по 6 автомобилей. В связи с этим — настоятельная рекомендация: приезжая в больницу, оставляйте машину на платной автостоянке. И нервы буду целее, и машина.
Объектами повышенной опасности считаются дворы многоэтажек на улице Братской.
Октябрьский район
Здесь опасность для автомобилистов представляют проспект Ленина от улицы Тагильской до улицы Добровольского, переулок Цымлянский, улица Новосибирская, откуда было угнано наибольшее количество автомобилей. Больницы, расположенные на улице Новосибирской, пользуются популярностью не только у пациентов и их родственников, но и у угонщиков. Точнее, угонщиков интересуют автомобили, оставленные на парковках без присмотра. Так, от городской больницы № 2 в этом году было угнано 4 автомобиля — средь бела дня, когда родственники косяком шли и ехали, чтобы проведать больных.
Как отмечают инспекторы по розыску ГИБДД УВД г. Орска, места массового скопления людей и автомобилей — самое благодатное место для угонщика. Во всеобщей сутолоке никто не обратит внимания на копающегося у автомобиля человека.
К примеру, в период с 16 часов до половины шестого — пока хозяин гулял в ЦПКиО — угнали автомобиль «Дэу Нексия». И это несмотря на то, что рядом с парком — опорный пункт и полицейские патрулируют территорию.
«Тойоту Камри» увели с улицы Союзной в 9 часов вечера, когда на торгово-оптовой улице самый разгар торговли.
В районе рынка «Авангард» было угнано 4 автомобиля. Машины в разное время были угнаны за считанные минуты. Вышел хозяин авто на пять минут лука зеленого купить, возвратился — машины нет.
Под заказ
По неофициальной информации, в Орске подавляющее число автоугонов, как и прежде, совершается из-за выкупа. Угоняется «десятка», а через пару дней хозяину звонит злоумышленник и предлагает вернуть автомобиль за вознаграждение. Такса — от 30 до 150 тысяч рублей.
— К сожалению, водители редко обращаются в правоохранительные органы, когда у них требуют выкуп за автомобиль, — рассказывает сотрудник правоохранительных органов. — Так как многие бояться спугнуть преступника и потерять автомобиль. И раскрытых преступлений, когда человека взяли с поличным при передаче ему денег за возвращаемый автомобиль, ничтожно мало. Часто машину угоняют «под заказ». К примеру, человек хочет купить автомобиль ВАЗ-2110, но готов заплатить за него не больше 100 тысяч рублей. В этом случае покупается битая машина, восстановить которую дороже, чем выбросить. От нее берутся только документы. А машина под документы подбирается на улице. На какой — об этом мы рассказали выше.
По официальной информации, которую представила ГИБДД, в Орске еще ни разу не было зафиксировано случая, чтобы при проверке документов и досмотре автомобиля была выявлена угнанная машина. Значит, угонщики работают вполне сносно.
Как спасти?
Советы о том, что автомобиль необходимо оборудовать системой сигнализации, не бросать на неохраняемых парковках и не оставлять без присмотра у магазинов знают все. Раньше умельцы изготавливали свои противоугонки, которые порой оказывались надежнее фирменных. Так, например, в 90-х годах «девятку» спас тривиальный геркон. Суть противоугонки сводилась к тому, что на панели нужно было передвинуть магнитик. Сдвинул влево — цепь прервалась и машина заглохла. Сдвинул вправо — поехал.
Потом популярностью пользовались механические запоры. Но у них был существенный недостаток — чтобы поставить такой запор, нужно было обладать завидной гибкостью. Чтобы снять — тоже. Запор устанавливался в страшно неудобном месте — в районе педалей. Так что не каждый угонщик хотел с этим связываться.
Сейчас механика продолжает оставаться популярным видом защиты, так как угонщику потребуется несколько минут, чтобы ее снять. Не у каждого преступника они есть.
Из альтернативных методов защиты тачки от угона — аэрография. Стоит разрисовать машину ощеренной пастью пантеры, силуэтом девицы в купальнике, молнией, разрезающей водительскую дверь — и на автомобиль вряд ли позарится настоящий угонщик.
Не пользуются популярностью машины диких расцветок. Ядовито зеленая «десятка» скорей всего останется при хозяине... Правда, и радости она не доставит особой, но зато целее будет.
Можно нанести искусственные стигматы своей машине: нацарапать неприличное слово на капоте или «притереться» к столбу. Но это уже чрезмерно радикальный способ сохранить автомобиль.
Иван Ненашев.
Источник: «Орский вестник»