Наш город занимает 1-е место в области по распространению ВИЧ и СПИДа.
Ранним утром они спешат к своим излюбленным местам на углах. Они — это торговцы «черным золотом», то есть семечками. Наркоманам далеко за зельем ходить не надо: наши бабушки продадут все, что хочешь.
— Недавно полиция задержала сопливых мальчишек, покупавших у бабушки таблетки, из которых нынче варят наркотик «крокодил». Пацанам в аптеках откажут, а престарелым продадут, — рассказывает врач-нарколог В. Самородова. — Я вмешалась, потому что эта мера, запрет продажи особых лекарств, вряд ли будет действенной, пока на каждом углу у нас сидят «доброхоты». Бабушки, не стыдно вам? Поговорила с одной — у нее свои проблемы: сын в тюрьме, сноха в загулах, два внука подрастают. «Вот и кручусь, чтобы прокормить».
Удивительно другое: все опрошенные и проанкетированные орской городской общественной организацией «Родители против наркотиков» респонденты, в частности студенты нефтяного техникума, горожане от 14 до 65 лет, прекрасно осведомлены, что вирус иммунодефицита передается через кровь и половым путем, а Орск занимает первое место в области по распространению ВИЧ и СПИДа. Наркоманы сокрушаются: если бы мы раньше понимали, что это такое, многие остались бы жить. Человек слабеет, болезни — от туберкулеза в открытой форме, когда гниют легкие, до гепатитов — сводят его в могилу.
— Росли вместе с одним пацаном, мы к 12 годам уже обкурились, а он занимался спортом, физически был развит, — рассказывает бывший наркоман Андрей, волонтер организации. — Однажды попробовал анашу, затем сел на иглу, потом его закрыли «по малолетке», освободился. Вскоре и я сел, вышел на свободу, а он опять сидит. Пошел героин, он начал колоться, потом перестал, но ненадолго, опять сел в тюрьму. Освободился в третий раз, остепенился, женился, ребенка родили. Не употреблял.
В августе прошлого года попробовал «крокодил». Работал он тогда на заводе арматурщиком. Получил отпускные, зашел к старому дружку, неисправимому наркоману. Тот: «Саня, айда на «крокодил!» Саня немного под градусом — как же, деньги штаны жгут, а бывших наркоманов не бывает. Раз попробовал, два — ушла вся зарплата. Потом мало-помалу и жена начала употреблять. Она вроде как баловалась время от времени, зависимости еще не имела, он ее посадил на «крокодил», а сам за пару лет собрал все болячки, какие только можно: туберкулез, гепатит, ВИЧ, венерические болезни. А питания никакого. В последнее время не мог твердую пищу принимать — только чай, компот или соки, если есть. Осталось одно легкое, второе распалось. Весь семейный бюджет пустили в страшную пасть «крокодила». Похоронили.
Бабушка забрала ребенка, потому что в однокомнатной квартире собирались по 15 наркоманов. Девчонка перепугалась. Ей — три года, она до сих пор не разговаривает.
Мать ее раз в три месяца сдает кровь — не заразилась, и ребенок здоров в этом смысле. Бог спасает, наверное. Но она до сих пор употребляет. Есть кому варить, специалистов-химиков полно. Она работает, и есть маленькая надежда, что когда-нибудь перестанет наркоманить.
Меня поражают ребята, которые по тридцать раз в день колются, на плите постоянно варится бурда. Это уже одержимые. Соседи вызывают милицию, но «химики» все попрячут — попробуй найди наркотик.
— А в частных домах еще хуже, — говорит председатель организации О. Стахарнова. — Закрыли ворота, все боятся связываться.
Списки ВИЧ-инфицированных, несмотря на всеобщую осведомленность о возможных последствиях, продолжают расти.
Совершенно нормальная самодостаточная женщина нашла спутника жизни. Оба работают на престижных местах, но вдруг она почувствовала недомогание. Взяла тест, где по слюне определяется наличие ВИЧ. Результат был положительным. Забила тревогу, обратилась в центр.
— Я же не какая-нибудь наркоманка, встретила порядочного мужчину.
У него тоже обнаружился ВИЧ. Кто и где заразился первым, выяснять врачам.
Бытует мнение, что при СПИДе, ослабленном иммунитете жизнь заканчивается. Неправда, говорят наркологи, человек может жить полноценной жизнью, если будет лечиться постоянно.
В анкетах заинтересовали те 6% респондентов, которые считают, что ВИЧ передается через поцелуй. Не передается. Но СПИД не дремлет, подкидывая новые штаммы вирусов. И число подсевших на иглу не уменьшается: на смену умершим приходят другие. Но долгий ли отмерен им жизненный путь?..
Динара Жакаева, слушатель школы «Репортер».
Справка
Сегодня Всемирный день борьбы со СПИДом
Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех 85-ти субъектах Российской Федерации. Ведущим путём передачи остаётся парентеральный, заражение происходит при внутривенном потреблении наркотиков. Оренбургская область входит в число 10 регионов России с наиболее высокой распространенностью ВИЧ, а Орск занимает первое место в области. На сегодняшний день в городе официально зарегистрировано 6516 случаев ВИЧ-инфекции. Наиболее уязвимой остается активная часть населения в возрасте от 20 до 40 лет. В то же время наблюдается увеличение числа ВИЧ-инфицированных среди пациентов от 41 до 50 лет.
Феминизация эпидемии ВИЧ/СПИДа ведет к росту числа детей, рожденных инфицированными матерями. В целях профилактики передачи вируса ребенку матери получают химиопрофилактику во время беременности. По клиническим показаниям антиретровирусную терапию получают 635 орчан. Показатель смертности среди ВИЧ-инфицированных пациентов остаётся высоким. За все время эпидемии умерло 1995 человек, имеющих ВИЧ положительный статус, в т.ч. 349 — с диагнозом: СПИД.
Сейчас 
