Себя и своих коллег Лариса Саенко называет скульпторами человеческих душ. Больше двадцати лет она работает психологом и вполне понятно, почему на свою профессию возлагает такую миссию — моделировать души людей. Другое дело, что делает она это не на словах, а с помощью кистей, красок, музыки, стихов. Сегодня в гостях у «ОВ» — уникальный в своем деле специалист, автор методик по арт-терапии и просто целитель внутренних переживаний и расстройств с помощью искусства.
Обывательская точка зрения на методику лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе «спасибо». По сути дела, это комплекс средств, позволяющий успешно решить многие проблемы и активно используемый талантливыми докторами. Хотя до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что стало причиной самых причудливых его толкований.
Одни специалисты делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя.
— Арт-терапия — это наиболее естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди — осознанно или нет — пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, — уверена Лариса Саенко. — Для этого не надо быть художником. Достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Искусству терапии принадлежит роль естественного проводника переживаний независимо от возраста, пола, болезней, чувств, эмоций.
Арт-терапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия. Из них наиболее полно разработана рисуночная терапия, или лечение изобразительным искусством.
— Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и отразить эмоции на бумаге, — считает Лариса Николаевна. — Если сразу после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои переживания. Выбор цветов при этом расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный — печаль, серый — беспокойство. Отдельные цвета вызывают особые душевные состояния. В частности, желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона говорят о тяжелом внутреннем состоянии. Зеленый цвет — самый успокаивающий. Он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.
Вместе с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью в арт-терапии используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч.
Творчество, считает наша гостья, неразрывно связано с понятием — удовольствие. Творчество и боль — понятия трудносочетаемые. Основой для творчества является переживание, которое «говорит» о преходящей природе любого чувства, о том, что любую боль можно пережить, переболеть, пропустить через себя и отпустить. Методы арт-терапии являются одними из наиболее бережных и экологичных способов решения внутренних задач и проблем.
Механизм терапии прозой или поэзией, по словам Ларисы Саенко, таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину героя, делая вид, что к нему самому это не относится. Лариса Николаевна — поклонница живой органной музыки и музыкального искусства в целом, наверное, поэтому в ее работе этому уделяется особое внимание.
— Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях: вибрационном, эмоциональном и духовном, — рассказывает психолог. — Правильно подобранная музыка не может отрицательно влиять на человека. К примеру, мать, убаюкивая малыша колыбельной песней, вызывает у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравнить сон после приема снотворного. Методисты ЛФК проводят занятия под музыкальное сопровождение, позволяющее усилить эффект процедуры, и даже акушеры применяют музыку на определенных этапах родовспоможения.
Насколько основательно Лариса Николаевна подходит к разработке методов музыкальной терапии, настолько ответственно относится к работе с детьми. Женщина проводит занятия по арт-терапии в школах, не переставая удивляться тому, какой живой интерес они вызывают у подрастающего поколения. Потому что эти занятия не только полезны, но еще и невероятно увлекательны, объясняет Лариса Саенко.
— Система образования всегда находится в фокусе общественного внимания, и любое ответственное правительство должно стремиться к её усовершенствованию, — резюмирует гостья. — Однако по мере того как повышаются образовательные стандарты и возрастает учебная нагрузка, учителя начинают всё чаще испытывать «синдром выгорания». Неудивительно, что в большинстве школ у преподавателей нет ни сил, ни времени, чтобы заниматься проблемами учеников выпускных классов. Получается, ребята остаются один на один со своими переживаниями, им не к кому обратиться. В своей работе со школьниками я пытаюсь компенсировать недостаток общения с взрослыми через занятия арт-терапией. Уверена, психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам позволяет более полно реализовать возможности личностного развития.
Екатерина Харытыныч.
Источник: «Орский вестник»