И это еще не окончательная мера, юридические последствия такого правонарушения будут гораздо серьезнее. Последние несколько лет законодательство в этой области сильно ужесточили, в первую очередь, из-за вступления России в ВТО. Теперь борьба с незаконным использованием авторских прав — одно из ключевых направлений работы МВД. И несмотря на то, что пока в России не сильно развита система противодействия нарушениям такого характера, на любителей обходить закон об авторских правах уже сейчас возбуждаются уголовные дела, в то время как раньше они могли «отделаться» обычным предупреждением. И результат, что называется, налицо.
— Еще три года назад уровень правового нигилизма на юридические предупреждения был практически стопроцентным, — говорит следователь СУ УМВД России г. Орска, старший лейтенант юстиции Егор Шумский, — а теперь ситуация меняется, многие начинают использовать легализованное программное обеспечение. В частности, сейчас, для того чтобы коммерческим и некоммерческим партнерствам юридических лиц объединиться в ассоциации, им необходимо соблюсти одно из основных требований устава: выполнить установку легального программного обеспечения.
По словам оперативников, которые занимаются выявлением и пресечением данных преступлений, установщиками нелицензионного программного оборудования, чаще всего становятся люди в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие образование не ниже среднего. Они размещают объявления об оказываемых услугах, чаще всего в интернете. Приезжают, устанавливают скаченный, возможно, с официальных сайтов необходимый набор программ. Берут за это деньги, совершая таким образом уголовное преступление, а значит, автоматически попадают в сферу интересов правоохранителей.
Затем, в отношении нарушителя проводятся определенные мероприятия, в том числе ряд необходимых экспертиз. На это уходит от одной до нескольких недель. После чего устанавливается размер стоимости приобретенных программ. Дело передается в суд.
— Многие путают, следующие моменты, — отмечает Егор Шумский, — гражданский иск, заявленный правообладателем, и штрафные санкции, назначенные судом. Нарушители считают, что они исключают друг друга, но это не так. Суд, в том случае если он назначает программисту штраф, не отменяет гражданского иска от производителя. Таким образом, государство карает отдельно — уголовным наказанием, корпорация — своими штрафными санкциями. Работа в этом направлении сейчас ведется особенно активно, но выбор между двумястами рублей предполагаемого заработка и двумя годами тюрьмы, остается за каждым.
Служба информации ТРК «Евразия».