Сегодня в конференц-зале городской администрации состоялось заседание Совета директоров во главе с мэром Орска Виктором Францем. Участники мероприятия пытались отыскать ответы на два вопроса. Нет, речь идет не совсем о том, о чем вы могли бы подумать. Руководители крупнейших предприятий города, чиновники администрации, директора учебных заведений и почетный участник собрания, вице-губернатор Оренбургской области Наталья Левинсон ломали свои светлые головы над проблемой прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускников учебных заведений нашего города.
— С одной стороны, выпускники говорят нам о своей невостребованности на рынке труда, — сказал глава города, — с другой стороны, настало время, когда нам нужно оглянуться и посмотреть — слишком много навыпускали юристов и экономистов. Это, конечно, не беда: они найдут себя или переквалифицируются. Но куда и какие кадры нужно готовить сейчас? И как их учить?
Озадачив присутствующих, мэр передал слово своему заместителю по финансово-экономической политике.
— Проблема действительно существует — сообщила почетному собранию Екатерина Свиненкова, — сегодня в Орске более двух десятков учебных заведений, выпускающих более 200 специалистов в год практически по всем возможным направлениям. Уже во время обучения студенты сталкиваются с кучей проблем: они не могут пройти производственную практику! Причем как представители рабочих профессий, так и специалисты экономического плана. Хотелось бы, чтобы предприятия не только более охотно брали студентов на практику, но и впоследствии трудоустраивали их у себя. Орск — город с большим промышленным потенциалом. И мы вместе с Центром занятости готовы анализировать, какие именно специалисты нужны на предприятиях. Главное — чтобы наши специалисты оставались в городе, — подытожила свое выступление Екатерина Александровна.
— И все-таки у нас в городе есть хороший опыт (взаимодействия работодателей и учебных заведений — Ред.), например первое училище, — продолжил свою мысль Виктор Абрамович, — поэтому создавать нам придется не на голом месте.
— Когда-то у наших предприятий были свои профтехучилища, — подхватила ностальгирующую нотку градоначальника директор торгово-кулинарного техникума Людмила Иосифовна, — и там они готовили нужные им кадры. И сегодня наш Совет директоров должен сформировать идею: как развиваться дальше. Но не везде все так плохо. Вот ЮУМЗ платит своим практикантам, воспитывающимся на базе первого училища, собственную стипендию, с 1 марта она составит 2000 рублей. Кроме того, все студенты получают бесплатные талоны на питание. Да не только ЮУМЗ, — многие предприятия нашего города занялись студентами. «Машзавод» например, автосалон «Вояж»... Руководители ряда предприятий являются членами аттестационной комиссии — таким образом они видят уровень выпускников. Кстати, все бары и рестораны нашего города, а также крупные предприятия обязательно оплачивают производственную практику: уровень зарплат колеблется от 5 до 11 тысяч. Конечно, не все, но все-таки большинство.
— Так какое же направление нам все-таки выбрать? — после непродолжительных дебатов поинтересовался у присутствующих глава города. — Может, нам стоит создать некий координационный центр в городе и изучать, и смотреть? А раз вы учите — то нельзя готовить работников «средней руки» в нынешней ситуации, — попенял глава представительнице учебных заведений, — если у него в аттестате написано: токарь 4 или 5 разряда, то так и должно быть!
В ответ было предложено оплатить обучение «таких специалистов» самим работодателям. С этого момента присутствующие оказались по разные стороны баррикад.
Работодатели настойчиво призывали представителей учебных заведений готовить именно те кадры, которые им нужно (и желательно в требуемом, а значит, в минимальном количестве). Минимальное количество работодатели объясняли требованиями рыночной экономики. Предлагалось приравнять студентов к спортсменам: дескать, последние имеют контракты, и в случае их нарушения обязаны выплатить неустойку пострадавшей (т.е. работодателю — Ред.) стороне.
— А мы ведь анализируем ситуацию, — вмешалась в спор присутствующих вице-губернатор, — и знаете, кто виноват? Наш областной министр образования. Это он выстроил систему образования так, что уже с первого класса корректируется каждый ученик. А в результате наши дети стали лучше учиться, стало больше «стобальников» (по результатам ЕГЭ), и все они впоследствии уезжают в крупные города да там и остаются. Всех вас надо привести к общему знаменателю. И область готова войти в эту программу полноценным участником. Да, новые чиновничьи аппараты у нас не любят, но вы все-таки давайте, фонтанируйте идеями. И все, что у вас родится, мы поддержим...
Служба информации ТРК «Евразия».