Это не только унижения и насмешки, но и внутреннее одиночество, пустота, постоянные переживания. В школе такие дети не живут, а выживают. Иногда они и вовсе перестают ходить на занятия или посещают их нерегулярно, чтобы только каждый день не слышать обидные слова и получать тычки. Истории детей, отверженных коллективом, можно считать целой книгой судеб, которые не всегда имеют счастливый конец.
Лидеры и аутсайдеры
Девятиклассник Андрей – обычный подросток. Он хорошо учится в школе, занимается в секции настольного тенниса и увлекается компьютерными играми. Андрей не стремится щеголять обновками и слыть самым крутым парнем в школе. Он вежлив и скромен, не терпит в людях наглости и никогда не обидит грубым словом никого из окружающих, но в классе подростка не любят. Одноклассники считают его занудным, скучным и совсем немодным. Куда такому до них – продвинутых мальчишек и девчонок, считающих себя взрослыми! В адрес Андрея сыплются обидные шутки и приколы. Его могут ради хохмы не пускать в кабинет или ставить подножки на переменах. Сам Андрей на поведение одноклассников реагирует спокойно, он никому не жалуется на свое положение и не считает нужным давать отпор обидчикам. Учителя пресекают нападки на подростка, но, понятное дело, оградить его от всех издевательств одноклассников не могут.
Школьный психолог Надежда Чумина знает о напряженной обстановке, в которой вынужден находиться Андрей. Неоднократно ей приходилось беседовать со школьником и проводить тематические уроки-лекции с остальными учащимися класса. По словам специалиста, сложилась типичная ситуация, когда лидеры класса начинают формировать общую атмосферу. Они решают, кого уважать, а кого презирать, с кем общаться, а с кем не садиться за одну парту. Это так называемые заводилы, которые верховодят остальными ребятами. Те, кто стоит в оппозиции от главных зачинщиков, тут же попадают в категорию отверженных. Их общением начинают пренебрегать, но чаще – откровенно издеваться.
Причем чтобы попасть в немилость к таким «заводилам», не обязательно быть откровенным аутсайдером. Если кто-то из одноклассников сделает промашку и не сможет себя защитить, то может на долгие годы стать мальчиком для битья.
Надежда Чумина уверена: Андрей не отвечает на нахальное поведение сверстников вовсе не потому, что слаб и беззащитен. Несмотря на юный возраст, он по-взрослому оценивает ситуацию. Подросток считает выходки одноклассников глупыми и наивными, его духовная культура не позволяет ему смотреть на мир глазами своих одноклассников. Он аутсайдер в глазах только тех людей, которые ставят браваду, желание выделиться и показать свое остроумие выше нормального человеческого общения.
Чужие для других
В основном жертвами нападок становятся дети с явными проблемами. Чаще всего подвергается издевательствам ребенок с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие), неопрятно одетый, не участвующий в общественной жизни класса и школы.
Действительно, в жертве всегда есть что-то такое, что способно спровоцировать нападки со стороны окружающих. И если речь идет не о ребенке, внешне отличающемся от всех, то класс восстает против природной скромности, слабых характеров, нерешительности, замкнутости. И вместо того чтобы учиться принимать людей такими, какие они есть, помогать и поддерживать, класс пеняет одиночкам на их «недостатки». Принято не отличаться от основной массы, не выходить за рамки общей атмосферы.
Ученица 8 класса Алина год назад нарушила это негласное правило. Девочка увлеклась рок-музыкой, стала густо краситься и носить мешковатую потертую одежду с множеством массивных аксессуаров. Сначала над Алиной стали посмеиваться из-за внешнего вида, потом придирались просто так, от нечего делать. Ее называли мямлей и размалёвкой, кидали в нее скомканными листами бумаги и отнимали на перемене сумку. Одноклассники считали, чем обиднее окажется шутка в адрес Алины – тем лучше, поэтому буквально соревновались в словесных нападках на девочку. Иногда терпеть издевательства не было сил, и Алина, как гоголевский Акакий Акакиевич в минуты полного отчаяния, кричала обидчикам «Что вы делаете?» Но это только их раззадоривало, и унижения продолжались до тех пор, пока в классе не появлялся учитель.
Жестоко? Грубо? Цинично? К сожалению, изгои в подростковой среде – явление частое и, к тому же, трудно исправимое. Попасть в эту категорию – значит терпеть самое неприятное. И пусть большинство отвергаемых школьников не рассказывают о своих обидах, в душе они жалеют себя и мечтают об иной участи. Им хочется быть если не в центре коллектива, то хотя бы не выбиваться из его рамок. И как неприятно, когда внимание и уважение получают все, кроме них.
Прежде всего, одноклассников привлекает внешность сверстника: поэтому модно и дорого одетые школьники становятся у руля классной жизни. На популярность среди ребят могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Школьники, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. При этом дети, которых не принимают, не всегда замкнуты и недружелюбны. Так они воспринимаются окружающими лишь в отдельной группе. Вне класса такие дети могут быть абсолютно открытыми и общительными.
Театр одного актера
– Каждая драма предполагает четкое распределение ролей, – заявляет психолог Ирина Алябьева. – В ситуации травли детей в школьном коллективе всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, преследователи – основная масса учеников, которая под руководством зачинщиков начинает издевательства. В каждом классе есть нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой зачинщиков.
Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами активного неприятия одноклассников. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то из членов классного коллектива, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко издевательства в школе – результат личной мести.
– Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или унижении одного из членов класса – это явление заметное для окружающих, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале, – добавляет Ирина Михайловна. – Многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают, то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит». О классе, в котором происходит травля, по мнению психолога, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости – детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Чтоб не как у Толстого…
Страшно и больно, унизительно и неприятно знать, что коллектив ополчился против одного и пытается всячески это показать. Кричалки, дразнилки, обидные шутки и едкие приколы – это лишь часть того, что приходится терпеть школьникам, отверженным одноклассниками. Когда их вызывают к доске – они, вжав голову в плечи, идут в центр класса как на позорную площадь, когда их просят ненадолго остаться после уроков – они считают секунды до конца затянувшейся «экзекуции». Время в школе для таких детей – тяжелое бремя, которое хочется поскорее скинуть с плеч и облегченно вздохнуть. До завтрашнего утра. А потом обиды и издевательства опять повторятся. И так будет продолжаться до тех пор, пока одноклассники наконец не потеряют интерес к своему товарищу и не оставят его в покое или пока дело не получит огласку и продолжать унижения будет означать нажить проблем.
Помните маленький рассказ Льва Толстого: муж и жена кормили немощного старика-отца в уголке, из корытца для свиней, чтобы посуду им случайно не расколотил.
Тут вдруг отец увидел, что сынок строгает из дощечек какую-то вещицу.
– Что ты делаешь, Ванечка?
– Да вот, батя, делаю корытце, чтобы тебя с матерью кормить, когда вы станете старенькими. У Толстого отец с матерью переглянулись, разрыдались и снова стали сажать старика за стол, кормить его из чистой посуды.
У Толстого как правильно. У Толстого как должно быть, когда в людях сохранены корни элементарного здравого смысла. А что если бы в школах – пусть в некоторых, во многих, а лучше во всех – учителя собирали подростков и проводили с ними беседы. О том, что такое мерзость, что такое глумление над слабым и бессердечность. О том, как все это унижает личность не того, кто находится под постоянным гнетом, а собственную личность, собственное достоинство, собственную совесть.
Источник: «Орский вестник»