Средства социологического анализа не исчерпываются опросными методами, апеллирующими прежде всего к структурированным в сознании участников опросов оценкам и установкам. Порой для того, чтобы выяснить неартикулированные в сознании (или скрываемые по тем или иным соображениям от окружающих, в том числе от интервьюера и стоящего за ним исследователя) смысловые поля и установки, используются различного рода проективные методы.
Пример такого анализа несознаваемых (или вытесняемых из сознания) оценок и установок и представляется здесь. Мы попытались рассмотреть существующие в сознании избирателей образы ведущих российских политиков — актеров нашего «политического театра» - через призму образов знакомых и понятных с детства без лишних слов героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик». Никому, кажется, не нужно объяснять, кто из них «хороший», а кто «плохой», кто — «активный», а кто — «пассивный», кто — «значительная», а кто — «проходная» фигура, кто — «герой», а кто — «жертва», кто — «победитель», а кто — «побежденный», кто — «кукла», а кто — создатель кукол, демиург этой пьесы, и «кукловод».
Участники нашего опроса приняли активное участие в распределении ролей этой пьесы. Количество отказавшихся от этой задачи (по разным политическим персонажам, в зависимости от их известности и «яркости» образа в сознании опрошенных — от 18 до 35%) не превышает количество затруднившихся ответить в обычных социологических опросах. Каждому из исполнителей были подобраны наиболее подходящие роли. И для каждой роли нашелся наиболее подходящий исполнитель. Как в театральной программе, по данным проведенного исследования, мы подобрали «основной» и «второй» состав исполнителей ролей этой пьесы.
Начнем с главных, наиболее подходящих нашим исполнителям ролей.
За роль главного и «хорошего» создателя кукольного мира папы Карло в нашем спектакле конкурируют В.Путин и Г.Зюганов (при том, что роль «плохого» и неудачливого кукловода однозначно оставляется за В.Жириновским), за роль главной и «хорошей» куклы, Буратино — Д.Медведев и М.Прохоров. Но, судя по симпатии публики, Г.Зюганову придется довольствоваться не столь уж значимой ролью испугавшегося «говорящего полена» друга папы Карло столяра Джузеппе, а М.Прохорову — и вовсе ролью говорящего Сверчка. Наиболее подходящей ролью для С.Миронова, по мнению опрошенных, считается кот Базилио, для Г.Явлинского — Пьеро.
Г.Зюганов, кроме своей заглавной роли, не имеет серьезных конкурентов на роль черепахи Тортиллы; В.Жириновский — на роли Дуремара и Арлекина; Д.Медведев — на роли пуделя Артемона и, за неимением в составе труппы исполнительниц женского пола (что нередко для истории театра) — Мальвины, девочки с голубыми волосами; В.Путин — на роль лисы Алисы; Г.Явлинский — на роль крысы Шушары.
Кроме того, по мнению зрителей, вторым составом, в отсутствие первых исполнителей, Г.Зюганов мог бы сыграть того же Дуремара; Д.Медведев — столяра Джузеппе; С.Миронов — лису Алису; М.Прохоров — Кота Базилио, крысу Шушару и Арлекина; Путин — Карабаса-Барабаса, Явлинский — говорящего Сверчка.
Понятно, что зрительские симпатии различны, и каждый волен видеть наших ведущих политиков по-своему, но столь любимое нашей властью большинство видит их так.
Алексей Гражданкин, заместитель директора «Левада-Центра».
Источник: www.levada.ru