Минувшая зима показала, насколько город не защищен от внезапных аварий. Прорывы на водоводах происходили каждую неделю. Без воды орчане находились в течение нескольких суток. Прожить пару дней без воды — еще полбеды. А вот находиться в неотапливаемой квартире, когда на улице мороз под 30 градусов, а дома 10-12 градусов и температура с каждым часом падает, — это уже беда. Это испытали 20 декабря жители домов поселка Строителей, когда прорвало тепломагистраль.
Более чем на сутки жители 80 домов стали заложниками аварии. Сальниковый компенсатор теплотрассы дал трещину. Находился аварийный участок на территории ОЗМК. Система теплоснабжения была выстроена так, что часть магистрали пролегает по заводским территориям. Сегодня большая часть теплотрассы закреплена за отдельными предприятиями. Несмотря на то, что аварийный участок не принадлежит ОПТС, именно тепловикам пришлось ликвидировать последствия.
— Общая протяженность тепломагистрали — 4 километра, — пояснил директор ОПТС Владимир Кузнецов. — Она пролегает по промышленной зоне. Доступа к техническим соединениям для ремонтных или профилактических работ у сотрудников ОПТС нет. Даже сейчас окажись крупная авария на теплотрассе — для доступа на территорию завода нужно время. Никто просто так не пустит аварийные бригады. Около 10 лет эта магистраль не ремонтировалась. Временами заводчане своими силами латали образовавшиеся прорехи. Из-за плохого содержания порядка 80 процентов магистрали находится без теплоизоляции.
Напрашивается вывод, что оголенная труба попросту обогревает воздух. Создается впечатление, что заводчанам капитальный ремонт своих участков как был не нужен, так и сейчас они не готовы вкладывать в эту трубу средства. В некоторых местах расхитители металла срезали эстакады, поддерживающие трассу на открытых участках, и она просто висит в воздухе. Последним на этой магистрали «сидит» поселок Строителей. В любое время может случиться авария аналогичная декабрьской, и жилые дома вновь останутся без тепла.
Сегодня, чтобы отремонтировать магистраль, нужно порядка 20 миллионов рублей. Но с другой стороны, что это даст? Предположим, что город и предприятия скинулись на ремонт. Не факт, что через год-другой вновь не возникнет авария на магистрали. Она требует постоянного контроля со стороны специалистов, постоянного вложения средств. Собственников у трубы много, финансы — хотя бы на текущие ремонты — не всегда находятся. Если должного ухода за магистралью не было годами, то ждать, что ситуация изменится в одночасье, бессмысленно. Сегодня тепловики разрабатывают проект новой ветки тепломагистрали: от ТЭЦ к поселку, минуя промышленные предприятия.
— Ориентировочно цена новой магистрали будет около 68 миллионов рублей, — продолжает Владимир Кузнецов. — Сегодня у города таких денег нет. Сделать это за счет ОПТС нереально. Средства изыскать можно, но если полностью выложиться на прокладку новой тепломагистрали, то за год ОПТС не сможет провести ни одного ремонта на других объектах.
Это неминуемо приведет к аналогичным авариям в других местах. Выходит, что задействовать придется иные источники финансирования. К примеру, рядовых потребителей тепла — горожан. Законодательство сейчас позволяет все издержки такого рода компенсировать повышением тарифов для населения. Тогда получится, что повышение ляжет бременем на каждого орчанина.
Этот вариант, по словам Владимира Кузнецова, не рассматривается в принципе, такое решение было бы неправильным. Поэтому остается уповать только на помощь областного правительства, на выделение средств из областного бюджета. Вопрос о существовании этой тепломагистрали возникал задолго до прошлогодней аварии. Руководитель одного из предприятий предлагал сделать систему теплоснабжения поселка Строителей автономной, отключив от тепломагистрали ТЭЦ и установив на территории поселка свою котельную.
— Мы рассматривали и этот вариант, — делится соображениями Владимир Александрович. — Но он получается дороже. Стоимость котельной требуемой для поселка мощности будет порядка 100 миллионов. Для нее нужно найти место, к ней требуется подвести газ. Такие работы потянут на 15 миллионов рублей. На себестоимости тепла скажутся расходы на содержание котельной, зарплаты сотрудников, оплата постоянно дорожающего газа. Поэтому организация котельной в поселке Строителей не выход.
Получается, что из трех вариантов более подходящим остается проведение новой ветки тепломагистрали, лишь бы область деньги дала. Кроме того, новая магистраль сможет простоять 10 лет без какого-либо вмешательства ремонтников. Если вовремя начать работу, то к началу отопительного сезона сдать новый участок вполне реально.
Игорь Сосновский.
Источник: «Орский вестник»