Интернет не оставляет никаких тайн. Даже скучно. Если раньше торги на размещение муниципальных заказов проходили за закрытыми дверями и о сделках знал узкий круг лиц, то с прошлого года, когда закупки стали достоянием общественности, скандалы вокруг муниципальных заказов по всей стране следуют один за другим. Электронный вариант торгов наглядно показал, что интернет покажет все, что скрыто. Тут и там в сеть выкладываются наиболее скандальные и шокирующие заказы муниципалитетов: один чиновник продавал самолеты ЯК-40 за копейки, другой — покупал дорогие иномарки для личных нужд. Абсурдных заказов — пруд пруди. По сравнению с этим Орск, конечно, детский сад. Но и у нас есть темы для размышления, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги.
Автомобиль как средство передвижения
Служебные автомобили, на которых ездят чиновники, всегда являются предметом интереса для горожан. Мы далеки от мысли рассуждать, нужно ли первым лицам ездить на иномарках. Мы все знаем, каковы наши дороги, сколько приходится наматывать километров, мотаясь в областной центр. Понятно, что требования к надежности автомобиля возрастают, и это вполне оправданно. Когда каждый второй ларечник катается на джипе, то первым лицам города по статусу положен нормальный служебный автомобиль, это ясно. Но если читатель уже представил, сколько в администрации джипов, то ошибся. На самом деле джипы городской администрации не принадлежат. В прошлом году наш коллега из другого издания решил написать про автопарк горадминистрации и месяц ждал ответа. Из ответа, к своему удивлению, узнал, что на балансе администрации находится несколько «Волг» и пара допотопных иномарок. Муниципалитет берет автомобили в аренду, вместе с водителем и техническим обслуживанием.
Так, 12 января этого года администрация города провела открытый аукцион на предоставление такой услуги, как аренда транспортных средств. Цена лота — 3 503 530 рублей за аренду четырех автомобилей на полгода. В техническом задании к сделке заказчик выдвигает следующие требования: четыре автомобиля повышенной комфортности и проходимости, год изготовления — не ранее 2005-го, мощность двигателя — не менее 238 лошадиных сил, тип двигателя — бензиновый и т.д. Оплата работы водителя и обслуживание входят в сумму лота.
Столь ценный лот, стоимостью в 3,5 миллиона рублей, выиграл МУП «Орскремстройзаказчик». Нестандартный заказ для муниципальной организации, которая занимается ремонтом, строительством и т.д. Хотя по Уставу такая деятельность предприятию не запрещена. Среди претендентов на лот данная организация была представлена единственной. Надо отметить, что это не единичная сделка. Первая сделка на электронных торгах по аренде автомобилей датируется 16 декабря 2010 года, администрация заключила контракт на аренду одного автомобиля на три месяца: февраль, март, апрель. Цена сделки — 1 237 500 рублей. Какой автомобиль (с водителем и обслуживанием) стоил 400 тысяч рублей в месяц, узнать не удалось. Затем заказ повторяется в апреле, на полгода, цена аренды — 3 466 421 рубль. Исполнитель — тот же МУП.
За полтора года администрация города потратила на аренду автомобилей около 8 млн. рублей. Насколько эффективно арендовать автомобили, не лучше ли их приобрести? За разъяснениями мы обратились в администрацию.
— Администрация города не имеет в наличии достаточного количества автомобилей для перевозки должностных лиц, — говорит один из чиновников. — Размещение заказа на закупку аренды транспортных средств с предоставлением услуги по управлению и технической эксплуатации производилось в строгом соответствии с требованиями федерального закона о госзакупках. Для администрации города наиболее рациональным решением является аренда транспортных средств с сопутствующими услугами. Приобретение автомобилей в собственность для перевозки должностных лиц не планируется.
Нас смутил тот факт, что в торгах участвует только одна организация. Возникает вопрос: имеет ли право МУП сдавать в аренду автомобили?
— Вся конкурсная документация о закупках размещена на официальном сайте в сети Интернет, — сообщили в администрации. — В любое время каждый желающий может ознакомиться с представленной информацией и принять участие в торгах. Что касается МУП «Орскремстройзаказчик», то в соответствии с ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая может распоряжаться своим имуществом. Другой федеральный закон предусматривает, что имущество унитарных предприятий может формироваться, в том числе, за счет доходов предприятия от его деятельности. Ничего противозаконного в том, что МУП сдает в аренду транспортные средства, нет.
В неформальной беседе с чиновниками узнали и другое: нет ничего странного в том, что единственным поставщиком услуги является данная организация. Количество участников в торгах зависит от специфики услуги и региональных факторов. К примеру, в той же самой Москве на такой лот, как аренда автомобилей, откликнется до 100 желающих. У нас же фирмы и организации, представляющие подобные услуги, можно пересчитать по пальцам. И если за лоты по поставкам продуктов питания предприниматели бьются не на жизнь, а на смерть, то за аренду автомобилей биться некому и не с кем. Видимо, это во многом объясняет и конечную цену торгов.
Планшетники, нетбуки и прочие гаджеты
Как-то в орских СМИ запустили утку, что депутатам горсовета собираются приобрести планшетные компьютеры. Якобы стоимость одного составляет 30 тысяч рублей. Какие комментарии были на Орск.ру! В конечном итоге председатель горсовета Леонид Березняк эти слухи развеял: никому ничего покупать не будут. Но, видимо, слухи образовались не на пустом месте: дело в том, что закупили новую технику в администрации.
В декабре прошлого года администрация города заключила контракт на поставку пяти планшетных компьютеров и двух нетбуков. Цена контракта составила около 200 тысяч рублей.
«Для сокращения бумажного документооборота и организации возможности удаленного доступа к рабочей документации заместителями главы города были размещены заказы на приобретение планшетных компьютеров и нетбуков, — цитируем ответ на запрос «ОВ». — Данная техника была приобретена администрацией города для служебных целей и в личное пользование лицам не передавалась».
Порядка 400 тысяч рублей администрация отдала за оборудование, позволяющее проводить видеоконференции с правительством области. Но это, кстати, нужная штука — позволит сэкономить затраты на бензин для поездок на областные совещания. И внедрение новых технологий в принципе необходимо, чтобы не скатиться во вчерашний день и держать руку на пульсе компьютерных новинок.
Дорогостоящая уборка
Водители устали жаловаться на отвратительную чистку дорог зимой, пешеходы — на грязь на тротуарных дорожках. Кто должен заниматься уборкой дорог, недаром ли он ест свой хлеб? Вот как можно было перевести с родного языка озабоченность горожан.
10 января текущего года УЖКХ Орска заключило контракт с ООО «Благоустройство» на механизированную уборку городских дорог. Цена — 9 410 400 рублей. В течение четырех месяцев — февраль, март, ноябрь и декабрь — сотрудники организации должны убирать снег и наледь с дорог и тротуаров. В техническом задании к контракту перечислены дороги, километраж уборки и прочее. Мы не обсуждаем, велика ли цифра контракта, но вот качество работ оставляет желать лучшего.
11 марта на сайте госзакупок появились свежие заказы: механизированная уборка дорог в апреле текущего года и в летний период — с мая по октябрь. Цена первого лота — 1 123 911 рублей, второго — 7 387 757 рублей. Оба лота выиграла фирма «Благоустройство». Руководит этим ООО Миннахмат Мазитов, который также является дисквалифицированным на время директором ООО «УК Советская». Предприятие работает совместно с МУП «САТУ», директор которого его сын — Дмитрий Мазитов. Воздержимся от комментариев. Однако тот факт, что на торгах практически всегда побеждает одно и то же ООО, довольно странный.
Почем цветочки для народа?
Цветы летом на улицах Орска — всегда предмет гордости как горожан, так и администрации города. Интересно заглянуть за кулисы красивой цветочной картинки.
В прошлом году контракт на посадку цветов выиграло ООО «Экофлора» с суммой контракта в 9 млн. рублей. Но сажать цветы «Экофлора» не стала. Вместо этого фирма заключает договор подряда с МУП «Горзеленстрой» на сумму уже гораздо меньшую — 6 млн. 300 тысяч рублей. Причем на договор подряда «Экофлора» не имеет права, исходя из условий муниципального контракта, пункт 5.1.2.
В то же время Горзеленстрой — убыточное предприятие и имеет огромные долги, рабочие получают мизерную зарплату и то с задержками. Зато Горзеленстрой всегда приходит на помощь, когда выясняется, что у «Экофлоры» нет возможности выполнить муниципальный заказ.
Редакция располагает копией договора субподряда № 1 от 30.03.2011 года, где в лице директора ООО «Экофлора» выступает Сергей Жуков, он же и поручает исполняющему обязанности директора Горзеленстроя Сергею Привалову посадить для города цветы. Условия договора были исполнены, и 1 декабря 2011 года публикуются сведения о прекращении действия контракта между администрацией города и ООО «Экофлора». По итогам работ ООО теоретически получило 9 миллионов рублей, фактически — 2,7 миллиона чистыми на руки. Остальные средства с честью отработали работники Горзеленстроя.
Стоит добавить, что фамилии в ООО «Экофлора» и МУП «Горзеленстрой» странным образом перекрещиваются и как бы опыляют друг друга, говоря растительным языком. Изначально учредителем «Экофлоры» был замдиректора МУПа С. Жуков. Но так как директора сняли с должности из-за самовольной вырубки деревьев в районе 6-й школы, Жуков стал и.о. директора Горзеленстроя и сразу же передал «Экофлору» своему бывшему начальнику, а ныне своему заму С. Привалову.
Как тут не заподозрить следующее: ООО — фирма-пустышка, созданная руководством МУПа для откачки бюджетных средств в собственный карман. Не имея ничего и никого, кроме директора, фирма участвует в торгах, выигрывает наиболее дорогостоящие и заключает договоры субподряда с третьими лицами. В нашем случае — с Горзеленстроем. Мы, конечно, гоним от себя эти подозрения, но фамилии! Почему они одни и те же?
Интересен и другой момент в «цветочном» деле. Согласно проекту муниципального контракта на выполнение работ по посадке и уходу за цветниками, газонами, пункт 5.1.2. гласит, что подрядчик обязуется выполнить работы лично, в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом. Возникает вопрос: куда смотрит администрация? Ведь очевидно, что в торгах на муниципальный заказ мог бы участвовать тот же самый Горзеленстрой и посадить цветы дешевле почти на 3 миллиона, что он в результате и сделал?
23 апреля состоятся электронные торги на посадку цветников, газонов в летний период. На этот раз цена лота составляет чуть более 7 миллионов рублей.
Городской бюджет из года в год складывается непросто, с дефицитом. И многие необходимые расходы откладываются. К тому, что чиновники все готовы списать на нехватку средств, мы привыкли. Но мы рискнем предположить, что резервы экономии этих средств у администрации города есть. Может быть, перетрясти расходы? Быть более дотошными к тому вопросу, кто и как будет расходовать в результате бюджетные деньги?
Татьяна Бородина.
Источник: «Орский вестник»