Телефонные мошенники продолжают изобретать новые схемы отъема денег у населения и успешно эксплуатируют старые. Чтобы заработать на чужом горе они идут на всяческие ухищрения. Жертвой злоумышленников чуть не стал и корреспондент Orsk.ru Никита Прохоров. Вот его рассказ, так сказать, из «первых рук»:
«Дело в том, что буквально на днях мне «посчастливилось» потерять телефон «HTC Tattoo», служивший верой и правдой в течение нескольких лет. Аппарат уже устаревший, задумчивый, но, как говорится, «дорог как память». Отчаявшись найти мобильный дома, решил дать объявление на Orsk.ru в разделе «Пропажа». Сделал это примерно в 2 часа ночи 8 мая.
Уже через час на оставленный контактный номер телефона поступил звонок от некоего Михаила. Мужчина уверял, что телефон у него и он с радостью вернет его законному владельцу. Предложил встретиться сразу (в 3 ночи) в людном месте, которым, дабы избежать конфликтных ситуаций, был выбран магазин «Центральный».
Звонивший сам предложил назвать сумму вознаграждения: «Я хочу услышать твое предложение». Поторговавшись, сговорились на 1,5 тысячи рублей. Это очень много. Телефон покупался давно, имеет кучу потертостей. Сейчас таких уже не выпускают. Ситуация, конечно, сразу веяла обманом, но, надеясь на людскую честность, взял с полки сэкономленные в ходе эксперимента «Живем на 2500» деньги, отправился на встречу.
В половине четвертого мы с Михаилом вновь созвонились. Он заявил, что ему нужны гарантии, что претензий к человеку, вернувшему телефон, нет, потому нужно было зачислить через платежный терминал на мобильный телефон деньги, а на чеке написать, мол, претензий не имею, дата, подпись. После этого, якобы, придет девушка и вручит утраченный телефон.
Ясно дело, что такая ситуация меня не устраивала. Интересно, что можно было сделать с этой квитанцией, после зачисления денег на чужой счет? Потребовав показать телефон и получив отказ, закончил разговор, пожелав удачи и радости от использования, якобы, моего телефона.
Закурив и поразмыслив, решил все-таки, принять правила игры. Раз меня пытаются обмануть, то, почему бы, не ответить тем же. Перезвонил Михаилу и сказал, что согласен на его условия. Подошел к терминалу и стал делать вид, что кладу деньги на счет, старательно переспрашивая каждую цифру номера телефона получателя. Михаил спросил, есть ли у меня ручка. В этот момент я посмотрел в стенку перед собой и спросил «Извините, а можно ручку у Вас на минутку? Ой, спасибо, сейчас верну» и продолжил «спектакль». Ну а что — вдруг девочка с телефоном действительно придет.
Когда процедура «оплаты» была закончена, Михаил попросил сказать ему, какая у платежа комиссия и сколько денег будет зачислено на счет. Вытащив из урны чей-то чек на 50 рублей, я быстренько посчитал, что эта злополучная комиссия, как это обычно бывает, составляет 4%, но не менее 3,99р. Прикинув, что с тысячи будет 40, заявил в трубку «Комиссия 60 рублей, к зачислению 1440. Время платежа 4.18».
Тут я буквально почувствовал, как мой собеседник радостно потирает руки, предвкушая «заработанные деньги», и услышал в трубке — «пик, пик-пик-пик, пик» (думаю, что *100#). Но, деньги не пришли. Михаил предложил подождать немножко: «Девочка уже подходит ко мне, сейчас я ее разверну назад, чтобы снова к тебе шла и отдала телефон. Только вот дождемся когда денежки придут». В трубке вновь послышалось «пик, пик-пик-пик, пик», но, ясно дело, никаких денег на счет не поступало. Устав «ломать комедию», пожелал Михаилу удачи и отключился.
Удивительно, что люди ведутся на поводу у телефонных мошенников и перечисляют таким образом деньги, оставшись ни с чем. Ведь, если бы схема не работала, то я бы не получил за 12 часов уже 3 звонка о найденном телефоне. Сейчас объявление с сайта убрал. Если кто нашел аппарат — верните, буду благодарен».
Выводы напрашиваются сами собой. Мошенники используют ситуацию так, как им удобно. Потеряв что-то, особенно дорогое, человек очень сильно расстраивается, ищет, а, не найдя, дает объявление на Orsk.ru. Буквально через полчаса ему поступает звонок, мол, нашли вашу вещь. Горожанин рад. Тут никаких денег не жалко.
Звонящий сам инициирует опознание вещи: внешний вид, царапины. Объясняет это тем, что не уверен, что вещь принадлежит именно вам. До последнего момента он не говорит, что «утром деньги, вечером стулья». Утверждает, что рядом находится какой-то человек, который вас видит и готов отдать деньги сразу после оплаты.
Требование с чеком вообще очень интересно: шикарный выходит документ — чек зачисления на счет чужого мобильного, на котором вы собственноручно пишете «Претензий не имею», дата, подпись.
Обмен утраченной вещи на вознаграждение лучше действительно производить в месте людном, чтобы избежать ограбления. Лучше будет, если вы придете туда не один. Ну и главное правило — обмен должен быть «натуральным» — деньги на вещь, и никаких других схем. Если вам предлагают отдать деньги раньше, чем вы увидите свою пропажу — знайте, вас пытаются обмануть.
Служба информации ТРК «Евразия».