Дырявые крыши, фасады обшарпанных домов им придется восстанавливать за свой счет. Как и собирать деньги с каждой квартиры, чтобы заменить протекающие в подвале канализационные и водопроводные трубы. Средства, требующиеся для только одного из перечисленных видов капитального ремонта, для жильцов рядового дома немалые: от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
2012 год стал последним, когда можно получить деньги из федерального фонда реформирования ЖКХ. Практически каждый год из него в Орск перечислялись средства на капитальный ремонт домов. Кто бы что ни говорил, но за эти годы удалось сделать действительно многое: отремонтировать фасады и крыши сотен домов, заменить километры лежаков. В некоторых домах — установить дорогостоящие общедомовые приборы учета воды. За шесть лет существования для утопающих в коммунальных проблемах орчан фонд стал настоящей соломинкой. Однако решить все вопросы за счет федеральных денег нам не удалось. И теперь жильцы, чьи дома остались без капитального ремонта, будут сами решать свои проблемы.
— С каждым годом денег из фонда выделялось меньше, — комментирует заместитель главы города по муниципальному хозяйству Сергей Егер. — Его средства уже практически исчерпаны. Кроме того, с каждым годом условия получения денег из фонда становились все жестче. Одно из них — софинансирование из местного бюджета. В 2009 и 2010 годах для получения средств из фонда требовалось найти в муниципальном бюджете 8-9 процентов от всей суммы. Это было не очень сложно, и мы получали весомые транши. В 2012 году процент софинансирования вырос до 32. Для муниципалитета при дефицитном бюджете очень сложно найти недостающую сумму. Мы смогли выделить только 12 миллионов. К ним из фонда нам добавили еще 30 миллионов. Поэтому получилось, что в 2012 году на капитальный ремонт в Орске предусмотрено только 42 миллиона рублей.
На фоне масштабных работ 2010 года, когда за лето было отремонтировано рекордное количество домов, информация о том, что в этом году будет перекрыта лишь одна крыша многоэтажного дома ТСЖ, выглядит уныло. Львиная доля из этих 42 миллионов будет направлена на замену лифтового оборудования.
— Лифт является общедомовым имуществом и должен быть заменен на средства самих жильцов, — продолжает Сергей Владимирович. — Срок его эксплуатации составляет 25 лет. Никакие ремонты ему уже не помогут. Срок вышел — значит нужно менять. В среднем оборудование стоит 1,5 миллиона. Это значительная сумма для жильцов 36 квартир одного подъезда. Люди не в состоянии собрать такие средства, поэтому решено направить деньги фонда преимущественно на замену лифтов.
Полученных средств хватит на покупку 21 лифта, а менять в этом году нужно 25. То есть придется искать дополнительные средства. И, увы, полностью снять проблему старых лифтов в домах не удастся. Ведь каждый год в очередной девятиэтажке срок эксплуатации лифта подходит к завершению.
— Акцент на замену лифтового оборудования мы делали с первых лет деятельности фонда, — продолжает Сергей Владимирович. — Мы обращались в министерство, где нам озвучили, что российское правительство готовит федеральную программу по замене лифтов. Возможно, эта программа будет работать по типу 185-го федерального закона, когда муниципалитетам выделялись деньги на капитальный ремонт и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Только здесь уже будут заложены целевые средства исключительно для замены лифтов. Каковыми могут оказаться условия получения денег, пока гадать не будем. Вероятно, они будут приближены к тем, что существовали в ФЗ-185.
Однако капитальный ремонт — это не только замена лифтового оборудования. Где брать деньги?
— Сегодня у нас приватизировано более 95 процентов жилья, — рассказывает Сергей Егер. — Практически все орские многоэтажки — частные дома. Отличие от коттеджа только в том, что в частном доме один хозяин, а в многоэтажном — несколько десятков. Форма собственности одна и та же, поэтому и бремя содержания жильцы должны нести самостоятельно. Крыша, лифт, стены дома, внутридомовая разводка — все находится в равных долях в собственности жильцов. Если требуется заменить оборудование или что-то отремонтировать, это входит в обязанности всех жильцов без исключения.
Рано или поздно процент приватизации станет стопроцентным, и тогда государство вообще перестанет выделять деньги на ремонт многоквартирных домов или их инженерных систем.
Сегодня Государственная дума рассматривает законопроект об организации региональных фондов реформирования ЖКХ по типу федерального, тем самым подтверждая, что государство больше не собирается оказывать финансовую помощь на эти нужды. Региональные фонды будут наполняться за счет ежемесячных платежей жильцов за капитальный ремонт, возможно, при участии местных бюджетов.
Эксперты отмечают, что законопроект не продуман и имеет много недостатков. Высказывается мнение о том, что неправильно, когда деньги собираются со всех домов, а ремонтируется только один из них. Кроме того, нет гарантий, что если жильцам потребуется в какой-то момент помощь из этой общей кассы, то ее тут же предоставят. Да и вообще, ввязываться в региональный или муниципальный фонд — это определенные риски, если учитывать уровень коррупции в нашей стране.
Отказаться от системы «общего котла» можно, только если жильцы самостоятельно будут решать свои проблемы, как в домах жилищно-строительных кооперативов или ТСЖ. Об этом договариваются на общем собрании жильцов. И в этом случае, конечно, проще контролировать свои деньги и распределять их по различным статьям расходов.
Однако собрать нужную сумму на ремонт протекающей крыши при существующих тарифах жильцам проблематично. Один из возможных путей решения этой проблемы — кредитование, к примеру, банковское, на проведение капитального ремонта дома.
Сергей Егер полагает, что кредитовать жильцов могла бы обслуживающая их компания. К примеру, оборотные средства УК «Октябрьская» позволяют дать взаймы средства на капремонт. Жильцам необходимо провести собрание, принять решение о ремонте фасада дома. Представители УК, просчитав траты, называют сумму и условия кредитования.
— Если сейчас по умолчанию люди платят за капитальный ремонт по 10,58 рубля с квадратного метра, то чтобы за год-два расплатиться с кредитором, им придется платить, к примеру, по 12-15 рублей с квадратного метра, — утверждает Егер.
Кстати, в городе есть дома, где собственники приняли решение платить за капремонт меньше установленных горсоветом 10,58 рубля. Но для этого они предварительно внедрили у себя энергосберегающие технологии, отказались от каких-то услуг. Остальные могли бы сделать то же самое, но нельзя не признать, что в подавляющем большинстве наши жители пассивны. Они не готовы сами выбирать подрядчика для производства каких-то работ, контролировать свои затраты на обслуживание дома, ремонты.
Надо сказать, что система кредитования, о которой говорит Егер, вызывает у орчан множество вопросов.
— Почему я, двадцать лет платившая за капитальный ремонт в ЖКО, а затем — в ту же Управляющую компанию, и ни разу его не видевшая, должна у них кредитоваться? — задает вопрос жительница пятиэтажки Раиса Максимовна. — Где те деньги, которые они с нас брали все это время? Сами управляющие и обслуживающие компании в основном существуют на средства, собираемые с жильцов. Это что же, они будут кредитовать меня моими же деньгами? УК только последнее время начали оказывать дополнительные услуги, на чем стали зарабатывать. Почему кому-то перепало на ремонт из средств Фонда, а нам придется за свой счет все осуществлять? Увы, такова наша действительность. Денег, собираемых с жильцов, никогда не хватало на капитальный ремонт дома. Тариф слишком низкий, как утверждают специалисты коммунальной сферы. Помимо этого, есть много вопросов к качеству и объемам получаемых от коммунальщиков услуг. Взять хотя бы регулярные прорывы на магистральных трубопроводах, когда без тепла могут остаться жильцы целого микрорайона.
— В 185-м Федеральном законе не был предусмотрен ремонт наружных сетей за счет средств Фонда, речь шла только о капремонте домов и внутридомовых сетей, — комментирует Сергей Егер. — Тем не менее сейчас существуют областные программы, по которым средства на ремонт магистральных сетей выделяются при условии софинансирования.
Как признает Егер, многие вопросы город никогда не потянет без финансовой поддержки области или федерации. Взять, к примеру, те же очистные сооружения. На возведение новых требуется около миллиарда рублей, на один только проект нужно 100 миллионов. Миллиард — это даже для областного бюджета неподъемная сумма, поэтому город надеется на помощь федеральных программ, как было со строительством дамбы.
Что касается проекта, то в местном и областном бюджетах на 2013-2014 годы уже запланированы средства на его разработку. Если область подтвердит выделение этих денег, можно будет начинать проектировать.
Сложная ситуация и с водоснабжением. Водоканал сегодня находится в непростом положении. Войдя в некоторые программы, город в этом году заменит части магистральных сетей.
— Ответить с ходу, сколько городу требуется средств, чтобы заменить обветшавшие магистрали, практически невозможно, — заявляет Егер. — Цены на новое оборудование меняются чуть ли не каждый квартал. Есть участки, имеющие 100-процентный износ. Чтобы их заменить, требуется более трех миллиардов. Но есть сети с износом в 90, 80 и 70 процентов, которые тоже с годами стареют и уже требуют миллиардных вливаний. Если мы говорим, что совокупный городской бюджет составляет более двух миллиардов, то только на ремонт сетей Водоканала требуется несколько городских бюджетов.
Игорь Сосновский.
Источник: «Орский вестник»