Жалобы от горожан на деятельность коммунальщиков сыплются как из рога изобилия. Выявляются подделки протоколов собрания жильцов, фальсификация их подписей, в домах организуются ТСЖ без ведома жильцов. Если бы это были единичные случаи в отдельно взятой управляющей компании, можно было бы говорить о деятельности конкретного руководителя. Но одни и те же нарушения, однотипные незаконные методы характерны для всего жилищно-коммунального хозяйства города.
— До февраля 2010 года я была действующим председателем ТСЖ 78, — вспоминает Мария Богуш. — Потом мне прислали письмо, где уведомили, что я перестала быть председателем. Якобы прошло собрание собственников, где меня переизбрали. Это произошло на заочном собрании, хотя по Жилищному кодексу собрание должен был организовать действующий на тот момент председатель. Но сотрудники ЖКО составили списки, собрали подписи, в некоторых случаях подписи жильцов просто подделали. За всем этим стоял руководитель нашей обслуживающей организации «Жилкомсервис» Леонид Садовников. Используя незаконные методы, он провозгласил себя председателем ТСЖ. Хотя не имел на это никаких прав. Председателем может быть только собственник жилья в этом доме. В одном из интервью он говорит, что все дела давно самостоятельно сдал. Мягко говоря, он слукавил. Мы его только через суд вынудили сдать дела в декабре 2010 года.
Аналогичная история происходила в это же время в отношении другого председателя ТСЖ — Лидии Макаровой. В ноябре 2008 года руководитель Жилкомсервиса Садовников предлагает Лидии Макаровой передать ему полномочия председателя на ближайшие два года, поясняя свое предложение благими намерениями. Ему якобы проще подготовить документы на участие в заявке на получение федерального финансирования капитального ремонта дома Макаровой. Леонид Садовников предлагает Лидии Макаровой с этой целью провести собрание жильцов... И только в заочной форме. Он уверен, что, пройдясь по дому со списком жильцов, ему удастся собрать не менее 51% в пользу нового председателя.
Выборная технология проста. Ею до сих пор пользуются сотрудники практически всех управляющих компаний. Кто-то из жильцов поймет, за что расписывается, кто-то поставит свою подпись, до конца не поняв, за что. В крайнем случае, в пустых графах можно самостоятельно расписаться за собственников. Заочное голосование дает полную уверенность руководителю любой управляющей компании в том, что его решение пройдет стопроцентно. Таким образом, создавались многочисленные липовые ТСЖ города. К примеру, жительница одного из домов, находящегося на обслуживании УК «Октябрьская», в своем ЖКО узнает, что ее дом вошел в ТСЖ «Удача» наряду с еще семью соседними домами. Там же уведомили, что она является председателем этого ТСЖ. Ее попросили оформить доверенность на сотрудников компании и нотариально ее заверить, чтобы они могли представлять ее интересы в финансовых и иных организациях. И такие зиц-председатели Фунты в каждом липовом ТСЖ Орска.
Но вернемся к маленьким переворотам в ТСЖ «Жилкомсервис». Лидия Макарова отказывается передать свои полномочия Леониду Садовникову, даже если он ей как простому члену правления ТСЖ втихомолку поставит зарплату в две-три тысячи рублей. Спустя время ее сместили традиционным незаконным методом.
— Если внимательно посмотреть протоколы и акты собрания жильцов нашего дома, то увидим неточности, — рассказывает Лидия Макарова. — В одном акте общая численность присутствующих на собрании членов ТСЖ 123 человека, в другом — 189. Откуда столько собственников в доме, где 90 квартир? Членом ТСЖ по закону может быть только собственник жилья, а не его прописанный в квартире родственник. Большая часть подписей поддельная — это уже доказанный факт. Во всех актах подписи секретаря и председательствующего на собрании разные. Одна из них говорила, что она вообще не присутствовала на собрании, и разрешила за себя расписаться другому человеку. Во многих ТСЖ, находящихся на обслуживании Жилкомсервиса, Леонид Садовников по документам числился председателем. И будучи председателем ТСЖ, он заключает договор на обслуживание этого дома с самим собой, так как являлся руководителем Жилкомсервиса.
ТСЖ в доме на Комарова, 30 не раз обращалось в Жилкомсервис по поводу текущей крыши. Но никакие действия не предпринимались. На общем собрании собственников жилья они принимают решение уйти в другую обслуживающую организацию, так как не получают качественное обслуживание. Некоторое время назад председателем этого ТСЖ был сам Садовников, чуть позже был назначен другой. Технический паспорт на дом, картотека, учредительные документы на ТСЖ и печать товарищества хранились в Жилкомсервисе, который отказывается их передать жильцам. То есть, по сути, всеми делами организационного и финансового характера в ТСЖ занимались не сами жители дома, а коммунальщики.
— Сначала была бестолковая переписка с полицией, прокуратурой, что при создании ТСЖ были подделаны подписи жильцов. Все переводили стрелки в суд, — комментирует начальник юридического отдела общества по защите прав потребителей Людмила Галиева. — Мы подали исковое заявление в Арбитражный суд и выиграли дело. Садовников на этом не успокоился, подал апелляционную жалобу, потом кассационную — и проиграл. Они передали картотеку, а вот документы на создание ТСЖ они не отдали, ссылаясь, что их нет. Теперь они обязаны их восстановить за свой счет. Собственники в любом случае имеют право уйти от какой-то обслуживающей организации в другую. Даже если у ТСЖ образовался долг из-за того, что кто-то из жильцов дома не оплачивал или несвоевременно оплачивал коммунальные услуги, то управляющая компания может потребовать возмещение долга только через суд. Даже если в договоре между жильцами и организацией записано, что ТСЖ вправе расторгнуть отношения только при полном погашении долга — это не по закону. У собственников жилья всегда есть право на самоопределение.
Как отметила Людмила Галиева, подделка подписей в протоколах общих собраний, актов не является преступлением и не подлежит квалификации по статьям Уголовного кодекса. Протокол собрания собственников по закону не считается документом. Чем повально в своих целях пользуются орские коммунальщики. Однако если жильцы заметили факт подделки подписей, они могут это оспорить через суд общей юрисдикции в течение полугода. Даже если факт подделки произошел полтора-два года назад, а они заметили это сейчас, то они могут обратиться в обычный суд. Процессуальный срок восстанавливается с момента, когда лицо узнало, что его права были нарушены. В иных случаях спорными вопросами займется Арбитражный суд.
— Обращаются жители к нам очень часто, — продолжает Людмила Галиева. — Многие, кто находится на обслуживании у Садовникова, хотят от него уйти. К части жильцов он не нашел подхода, другие жалуются на некачественное обслуживание. Однако не только на Жилкомсервис много обращений. Фактически на каждую обслуживающую организацию приходится достаточное количество претензий горожан по поводу ненадлежащего оказания коммунальных услуг. Как правило, это заделка швов, дырявая кровля, протечки в подвальных коммуникациях. У меня сложилось мнение, что коммунальщики пользуются тем, что наши граждане не всегда знают свои права. Как часто мы задумываемся, за что мы отдаем коммунальщикам деньги, куда они эти деньги расходуют. Никто об этом не говорит.
Как отметил председатель общественного комитета по вопросам ТСЖ Николай Макаров, подделка протоколов, фальсификация подписей, маленькие революции в отдельно взятых ТСЖ — самый легкий путь решения проблем ЖКХ, но не проблем собственников жилья. Самостоятельно решать за них многие вопросы: организовывать ТСЖ без ведома жильцов, повышать тарифы на капремонт для проведения каких-либо работ — проще. Гораздо сложнее разговаривать и объяснять жильцам дома многие вопросы.
Но есть еще одна сторона этой медали. При организации липовых ТСЖ или когда председателем товарищества назначается нужный человек, руководству обслуживающей организации проще манипулировать финансовыми потоками. К примеру, на установку общедомового счетчика на тепловую энергию одна из управляющих компаний получает 125,5 тысячи рублей федеральных денег из фонда реформирования ЖКХ. Но об этом жильцы дома не знали. Спустя время коммунальщики собирают с них 118 тысяч рублей, объясняя, что эти деньги требуются для оплаты уже установленного счетчика.
— Меня и еще одного председателя ТСЖ руководитель обслуживающей организации попросил за полдня сделать акты выполненных работ, — поделился один из председателей ТСЖ. — Я делал на 660 тысяч рублей акт, а мой коллега — на 1,2 миллиона. А самое интересное, что работы, прошедшие по этим актам, в данных домах не проводились. Кроме того, знаю, что в некоторых липовых ТСЖ, подконтрольных обслуживающим организациям, открыт не один расчетный счет в банке. Хотя по закону у ТСЖ должен был быть только один расчетный счет. Это значит, что они ведут двойную бухгалтерию. Как говорится, своя рука владыка.
Игорь Сосновский.
Источник: «Орский вестник»