К ювенальной юстиции относятся по-разному. Одни считают ее совершенно необходимым элементом судебной системы, другие видят в ней угрозу, способную пагубно изменить жизнь российской семьи.
Противники ювенальной юстиции видят в специализированной судебной системе попытку «открыть шлюзы» для доносов на родителей и на педагогов, если те нарушают интересы ребенка, предоставить возможность детям «подавать в суд» на своих родителей, «сажать родителей за решетку», а родителей — лишить права воспитывать своих детей в соответствии с их мировоззрением.
Однако, такое восприятие является искаженным понятием смысла и идеи ювенальной юстиции.
Ювенальная юстиция — это правосудие по делам несовершеннолетних. Явление это западное, однако, как форма уголовного судопроизводства ювенальная юстиция существовала в России еще в 1910-1918 годах.
В современной России под ювенальной юстицией понимается особая система правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, а также в отношении несовершеннолетних, пострадавших от преступлений.
Целью ювенальной юстиции является осуществление правосудия таким образом, чтобы путем применения специальных восстановительных программ, основанных на знании возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, исключить совершение подростком повторного преступления, реабилитировать его и помочь ему стать достойным членом нашего общества.
Работа с несовершеннолетними и их родителями не заканчивается вынесением решения по делу.
Ювенальный суд, разбирая дела в отношении несовершеннолетних правонарушителей, рассматривает подростка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации. В центре внимания оказывается подросток с его проблемами, а не ведомства с их административными ограничениями, которых так боятся противники ювенальной юстиции.
Ювенальный суд решает не проблемы детей вообще, а конкретную проблему несовершеннолетнего правонарушителя в конкретной жизненной ситуации.
Система правосудия берет на себя не только защитную и карательную функции, но и функцию воспитательную, восстановительную.
Работа с несовершеннолетними и их родителями не заканчивается вынесением решения по делу. По результатам рассмотрения дела судом выносится частное постановление, в котором суд излагает установленные при рассмотрении дела условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности его личности, социального положения, и возлагает на государственные органы, уполномоченные работать с детьми, обязанность разработать несовершеннолетнему программу его индивидуальной реабилитации и проводить реабилитационные мероприятия, такие как, например, обследование и лечение у врача-нарколога, если подросток замечен в употреблении наркотических средств, устройства для обучения в профессиональное учебное заведение, если несовершеннолетний ничем не занят, и т.п.
Судьба осужденных несовершеннолетних отслеживается судом.
При выявлении необходимости оказания подростку помощи суд незамедлительно принимает меры путем направления соответствующего постановления компетентному органу.
Факты жестокого обращения взрослых с детьми, антипедагогические методы родительского воспитания, безнадзорности подростков, насилия и иные посягательства на права и интересы детей также не должны оставаться без должной оценки суда.
Ежегодно жертвами преступных посягательств становятся десятки тысяч детей и подростков. Почти 50 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске, причем каждый второй ушел из семьи. До 400 тысяч родителей и опекунов ежегодно привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, а свыше 30 тысяч родителей лишаются судом родительских прав.
При этом уголовные и административные дела в отношении родителей и опекунов возбуждаются не на основании «доноса» несовершеннолетних, чего боятся противники ювенальной юстиции, а на основании материалов органов, уполномоченных защищать права детей, хотя по действующему семейному законодательству несовершеннолетние с 14-летнего возраста вправе самостоятельно обращаться в суд за защитой.
Таким образом, ювенальная юстиция не представляет угрозы для семьи, а призвана создать для нее, в том числе и несовершеннолетних детей, комфортной и доброжелательной жизненной среды, защищенной как от преступных посягательств, так и от возможности совершения преступлений.
Польза ювенальной юстиции очевидна.
Советским районным судом г. Орска ювенальные технологии применяются с 2009 года. Если в 2007 году за совершение преступлений было осуждено 113 несовершеннолетних, то в 2011 году — 37, т.е. более чем втрое меньше. Если в 2007 году 9 подростков осуждены за совершение особо тяжких преступлений, таких как убийства, изнасилования, разбои, то в 2011 году ни один подросток за совершение таких преступлений осужден не был.
Безусловно, целесообразность ювенальной юстиции и ее польза очевидны.
Но ювенальная юстиция это не только суд — это совокупность всех органов, осуществляющих реабилитацию ребенка и профилактику детской преступности. Поэтому формирование сознания и законопослушного поведения подрастающего поколения является общей проблемой, решение которой позволит защитить наше общество и обеспечить его нравственно-психологический комфорт.
Судья Советского районного суда г.Орска Н.Н.Никитина