Как известно, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита лежит на плечах государства. Об этом говорится во второй статье Конституции РФ. Особое значение данное положение имеет в сфере уголовного судопроизводства, поскольку невозможно исключить случаи необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности и, как следствие, нанести ему и его близким незаслуженные моральные и физические страдания. Если уж это произошло, то государство обязано публично признать свою вину и незамедлительно предпринять все меры для реабилитации невиновного, и в процессе ее осуществления возместить вред, причиненный незаконными или необоснованными действиями правоохранительных либо судебных органов.
Сегодня с подобными случаями сталкиваются многие суды. К примеру, с начала 2012 года в Советском районном суде Орска было вынесено два решения по исковым требованиям реабилитированных о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования. Одно из них уже вступило в законную силу, одно находится на кассационном рассмотрении в вышестоящей инстанции.
Так, некоторое время назад в суд обратился 44-летний Виктор Мурашкин. В 2008 году мужчина был задержан сотрудниками правоохранительных органов по подозрению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Мужчине грозило до восьми лет лишения свободы. Однако, в ходе досудебных разбирательств выяснилось, что подозреваемый непричастен к данному преступлению, а значит, имеет право на реабилитацию.
Придя в суд, Виктор подал два исковых заявления к государству с требованием возместить понесенные им финансовые затраты, а именно 21 800 рублей и моральный вред который он оценил в 200 тысяч рублей. В суде адвокат орчанина пояснил, что в результате незаконного преследования Виктор испытывал нравственные страдания. На нервной почве у него развились депрессия, бессонница, было опорочено его имя. Так же мужчина неоднократно подвергался допросам, на него надевали наручники, пять дней содержали под стражей.
Со слов супруги Виктора, которые адвокат зачитал на судебном слушании, состояние ее мужа после допроса значительно ухудшилось. Муж в болезненном состоянии пять суток находился в следственном изоляторе. Как медик, она видела, что ее супруг нуждается в медицинской помощи в связи с развивающимся у него гипертоническим кризом, но врача к нему не вызывали. Сразу же после освобождения Виктор обратился за медицинской помощью и около недели находился на амбулаторном лечении.
В итоге суд, учтя доводы, постановил: взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 70 000 рублей — компенсацию морального вреда и 5000 рублей — расходы по уплате услуг представителя. Однако ни Минфин РФ, ни УВД города Орска такое решение суда не удовлетворило, обе госструктуры подали кассационные жалобы в Оренбургский областной суд, судебная коллегия которого посчитала, что размер компенсации морального вреда назначенный районным судом должен быть снижен до 35 тысяч рублей.
— Второе заявление, касающееся возмещения имущественного вреда, было удовлетворено в полном объеме, — рассказывает судья Советского районного суда Людмила Ивановна Вдовина. — Виктору полностью возместили все, что он потратил на юридические консультации, плюс возместили 1800 рублей которые он мог бы заработать по основному месту работы, если бы пять дней не находился в следственном изоляторе.
Судебная практика показывает, что суды всегда встают на сторону реабилитированных. Гражданам не только полностью либо частично компенсируют понесенные финансовые затраты, но и в порядке гражданского судопроизводства возмещают моральный вред, размер которого устанавливается с учетом разумности и справедливости, как того требует закон.
Пресс-служба суда Советского района г.Орска.