Ежегодно с наступлением летних каникул, к участникам дорожного движения добавляются дети-велосипедисты, которые большую часть времени проводят на улице. Не следует забывать, что велосипед — это тоже транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой. Следует заметить, что велосипеды, наряду с мопедами, мокиками, скутерами являются одним из самых неустойчивых и незащищенных видов транспорта, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
Сотрудники ГИБДД и педагоги проводят дополнительные занятия с детьми, игры, викторины, беседы, направленные на изучение и закрепление правил дорожного движения. Но этого не достаточно, если родители в силу своей занятости, закрывают глаза на то, что их дети катаются «бок о бок» с движущимися машинами, мотоциклами, автобусам. Поэтому родителям, прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести ему велосипед, следует сделать всё от них зависящее, чтобы оградить своего ребёнка от беды.
Согласно пункту 24.1 Правил дорожного движения Российской Федерации управление велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет. До этого возраста ездить на велосипеде можно только во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках.
В первую очередь, родителям необходимо обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем. При этом следует объяснить ребенку, что на придворовых территориях преимущественным правом движения пользуются пешеходы. Кроме того, здесь ездят автомобили (пусть и с небольшой скоростью), гуляют маленькие дети и пожилые люди. То есть даже в пределах собственного двора юный велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения (этого требуют и элементарные нормы вежливости), и правила дорожной безопасности.
Что прежде всего необходимо знать велосипедистам?
Велосипед — это немеханическое транспортное средство, поэтому он попадает под все пункты ПДД, кроме тех, которые распространяются на «механические транспортные средства».
Технические требования
Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Движение на велосипеде
Двигаться на велосипеде можно по велосипедной дорожке, а если её нет, то по крайней правой полосе проезжей части, по ходу движения других транспортных средств. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Если вы катите велосипед в руках, то вы считаетесь пешеходом, а когда двигаетесь на нем, то вы — «водитель» велосипеда (водитель транспортного средства). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: «Вне населённых пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», а «Лица, ведущие велосипед, должны следовать по ходу движения транспортных средств».
Следует обратить внимание на проезды пешеходных переходов, так как не все велосипедисты осведомлены о том, что им не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе. В этом случае необходимо слезть с велосипеда и перейти данный участок дороги пешком. Проезд по пешеходному переходу на велосипеде является нарушением правил дорожного движения! Так же как и все прочие водители в данной ситуации, велосипедисты должны уступать дорогу пешеходам. Им запрещены остановка и стоянка на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.
Проезды перекрёстков
На перекрёстках действуют обычные правила приоритета. Так, автомобиль, который едет по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной. На нерегулируемом перекрёстке (на котором нет светофора и регулировщика) равнозначных дорог (нет главной дороги и второстепенной, обе равны), преимущество имеет тот, у которого нет помехи справа, то есть на таком перекрёстке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.
Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним прямо.
На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам светофора.
Подаваемые сигналы
О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке — рукой, поднятой вверх;
Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы транспортного средства.
Водителям велосипедов запрещается
— ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению;
— управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров (ни на раме, ни на багажнике велосипеда), кроме ребёнка в возрасте до 7лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями и на дорогах с двумя и более полосами для движения;
— ехать по автомагистрали;
— двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;
— управлять велосипедом при перемещении по дорогам лицам моложе 14 лет;
— управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения;
— разговаривать по мобильному телефону во время езды;
— двигаться по дороге, если рядом есть велосипедная дорожка.
Кроме того, совершенно нелишними будут и специальные средства защиты: шлемы, наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении.
Источник: пресс-служба ГИБДД г.Орска.