Есть идеи? А эта задачка рассчитана, между прочим, на ученика третьего класса! По крайней мере, так считают Е. Бененсон и Л. Итина, авторы рабочей тетради по математике, по которой занимаются некоторые орские школы.
Задача, в общем-то, решаема, но вот ее формулировка ставит в ступор даже взрослых людей. Если ввести условие этой задачи в любой интернет-поисковик, то можно найти сотни криков о помощи. «Ити... на!» – вспоминают родители авторов, а некоторые еще и адрес добавляют. Пока они пытаются решить головоломку, которая похожа на задачу-шутку: летели два крокодила. Один зеленый, другой – в Африку. Сколько лет учительнице? – дети в истерике швыряют тетрадь на пол и решают, что математика им не нужна.
А сформулированы задания в этой тетрадке превосходно, например: «Сотри невидимые (!) линии и обведи контур чайника одним цветом, чашки – другим. Раздвинь чайник и чашку».
Но на этом авторы не успокаиваются. В одном из заданий они предлагают проделать ряд вычислений, в результате которых получается четырехзначное число. И дают только три клеточки для записи ответа. Бедные дети замучились пересчитывать по нескольку раз – все равно не хватает одной клеточки. А в школе учительница объяснила этот феномен. Оказывается, все просто: «Верного решения нет». Это, видимо, подготовка к ЕГЭ уже начинается. Нет клеточки – нет решения – нет проблем.
А самое забавное – после таких упражнений видеть следующую задачку: догадайся, что означает знак +, и заполни пустые клетки. Невольно начинаешь искать подвох.
Не зря же на обратной стороне тетради написано, что подобные задания способствуют развитию внимания, памяти и воображения. Вот это совершенно точно! Потому что, пока поймешь, что от тебя хотят в задании про котов, выучишь наизусть это условие и долго будешь его помнить! Воображение же обязательно разовьется, пока ребенок будет стирать невидимые линии, а пристальное наблюдение за знаком + (вдруг он свое значение изменит) способствует развитию внимания.
Кстати, все эти качества неплохо развиваются и в дошкольном возрасте благодаря книжкам, обучающим читать по слогам. На обложке у них красуется надпись: «Алфавит в подарок». Но бесплатный сыр только в мышеловке. Открываем первый форзац и читаем: «Г, Д, Е, И, Й, К…» и т. д., а на втором форзаце – «А, Б, В, Е, Ж, З…». То есть читаем справа налево и по три буквы с каждого форзаца. Между прочим, английский алфавит в другой детской книжке подается аналогичным образом. Попробуй выучи!
А пока вы размышляете, куда катится наша система образования, держите еще одну задачку опять же для третьего класса из той же рабочей тетради: запиши в порядке убывания все числа меньше 9000, которые можно прочесть по часовой стрелке.
Т. Кусайко.
Источник: «Орская хроника»