Город в рабочей спецовке — советское клише, с которым мы все родились и выросли в Орске, уже не отражает реальности. Портрет города меняется прямо на наших глазах. Новая примета времени — пожалуй, только то, что все течет и изменяется. Если даже никелькомбинат с его семидесятилетней историей, который переживал на своем веку всякое, и тот остановился… Встал «Строймаш», обанкротилась швейная фабрика, под вопросом судьба ОЗТП, время от времени лихорадит механический. Первоначальный шок уже прошел, и к этим новостям человек уже привыкает, переставая воспринимать это как катастрофу. Хотя очевидно — город снимает рабочую спецовку, меняя ее на халат продавца. Школьники на вопрос — кем ты хочешь стать — пишут — продавцом в автосалоне. Выпуская все меньше товаров, город подсаживается на дотационную иглу. В Орске одна армия — бюджетники и чиновники, другая — пенсионеры, которые тоже на попечении государства. И лишь небольшая прослойка — остатки рабочего класса, который, по замыслу Карла Маркса, должен производить прибавочную стоимость и накормить всех остальных…
Как мы чувствуем себя в новой реальности? Мы собрали воедино факты — демографию, структуру городского бюджета, налоги, занятость, объем выпущенных товаров за несколько последних лет и попытались проанализировать, что же происходит в экономике Орска, куда мы движемся и что делать?
Умирающие предприятия и лидеры экономики
С начала текущего года Орск несет финансовые потери. По решению депутатов Законодательного собрания бюджет города недобрал средства по двум налогам. За девять месяцев сумма составила более 110 млн. рублей. С 2012 года транспортный налог в полном объеме ушел в областную казну. Изменился норматив отчислений подоходного налога в городской бюджет в сторону уменьшения почти на 8 процентов. Но это еще не все потери бюджета. Спад производства на промышленных предприятиях города приводит к новым бюджетным потерям, недобору налоговых отчислений в местную казну.
Пройдя сложные испытания макроэкономическим кризисом, промышленные предприятия стали постепенно наращивать обороты, стараясь увеличивать выпуск продукции. Но, как показали три последних года, им удалось работать с переменным успехом. Становится понятно, что не все беды заводчан можно оправдать экономическими кризисами в мировой экономике. Предостаточно подводных камней и без влияния мировых процессов.
В 2010 году наметился рост производства лишь у флагманов местной промышленности, которые улучшали общую картину трудового Орска. Согласно данным за год, в 2010 году рост произошел на 5 процентов, в 2011 году — еще на 25 процентов. Однако анализ восьми месяцев текущего года показал, что наметилось снижение деятельности промышленных предприятий, пока на 3 процента. В большей степени тому способствовала ситуация с одним из промышленных лидеров — никелькомбинатом.
Если подробнее рассмотреть деятельность отдельных заводов, заметим следующую картину. Все годы продукция «Орскнефтеоргсинтеза» была востребована, и наблюдалась позитивная картина в развитии предприятия. В этом году суммы инвестиций в модернизацию производства рекордные.
«Ормето-ЮУМЗ» выровнял свое положение после экономического кризиса к 2011 году, машиностроители заметно увеличили выпуск продукции. Ожидается, что темп развития предприятия сохранится и в этом году. К сожалению, деятельность никелькомбината стала заложником цен на никель на мировой бирже. 2010-й у металлургов прошел относительно стабильно. Но итоги 2011-го и особенно 2012 года показали, что предприятие балансирует на грани банкротства, и чтобы этого избежать, им пришлось остановить производство.
Именно проблемы металлургов оказали негативное влияние на общую картину экономической деятельности предприятий в текущем году. Эти три предприятия долгие годы по праву считались флагманами промышленности и были самыми крупными плательщиками налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Что касается других заводов, то прирост производства сменялся временным падением. К примеру, на деятельности карьероуправления могла негативно сказаться несвоевременная подача железнодорожных вагонов, что снижало уровень отгрузки товаров. Конкуренты щебзавода демпинговали, что приводило к снижению продаж щебня у предприятия.
О предприятиях, находящихся на грани банкротства, таких как «Сармат», ОЗМК и аналогичных, и говорить не приходится. Некоторые надежды имеются на возрождение еще одного гиганта, как мы его по старинке называем — «Орский механический завод». Однако ни обещанных газовых плит, ни холодильников, которые там должны выпускаться, кроме заводчан, никто не видел. Завод компрессоров — одно из нескольких предприятий ОМЗ – имеет многомиллионные долги по зарплате. С приростом производства работает новое предприятие — «Орский вагонный завод», хотя на полные мощности вагоностроители еще не вышли.
Что касается пищевой промышленности, уверенно держится мясокомбинат. В минус, начиная с 2010 года, ушло хлебное производство — в связи с увеличением продукции конкурентов из других городов. Хлебопеки с каждым годом сокращают выпуск изделий. Доказательством тому стало закрытие в этом году филиала «Орского хлебокомбината». Легкая промышленность также переживает спад. На месте обанкротившейся швейной фабрики появилось предприятие «Резон». После его ликвидации, по той же причине, в 2012 году там организуется очередное швейное производство — «Маленькая звезда».
Как однажды высказалась заместитель главы города по экономической политике Екатерина Свиненкова, ничего в том нет плохого, если крупное предприятие закрывается, а вместо него появляются несколько средних, занимающихся тем же бизнесом. Таким образом, сохраняются рабочие места для специалистов, продолжается выпуск продукции. Понятно, что заменить такое крупное предприятие, как никелькомбинат, тремя предприятиями среднего бизнеса невозможно. А вот в легкой промышленности это реально. Так, некоторое время назад параллельно со швейной и трикотажной фабриками производством трикотажа и мануфактуры занялись «Мануфактурная лавка» и «Тритекс». Но в последние пару лет и здесь наблюдается падение спроса на продукцию, скорее всего, из-за появления более дешевого и качественного заграничного товара.
Резюмируя маленький экскурс по трудовому Орску, можно отметить, что было бы предприятие, а проблемы всегда найдутся. Но, к сожалению, в последние годы в бурном море экономики все чаще наши предприятия кидает из стороны в сторону, а некоторые уже идут ко дну.
Кто зарабатывает деньги для города
Непреложной истиной является то, что деньги зарабатывают и привлекают в регион или бюджет города именно те, кто что-то производит. Металлург, выливший из руды металл. Токарь, выточивший болт. Пекарь, выпекший буханку хлеба. Швея, сшившая платье. Специалисты, занятые в реальном секторе экономики, производят продукцию в промышленных масштабах, затем она реализуется в других городах, регионах России и даже за границей, тем самым привлекая деньги в виде налоговых отчислений в город и область.
В прошлом веке Орск по праву считался крупным промышленным центром. Треть трудоспособного населения, по некоторым данным, это порядка 40-45 тысяч человек, носили рабочие спецовки и трудились на промышленных предприятиях. Сегодня, согласно последнему докладу главы города об итогах деятельности за 2012 год, основной сферой деятельности населения осталось промышленное производство. Только численность рабочего класса, трудящегося на крупных и средних предприятиях, сократилась до 26 тысяч человек. Отчасти этому могла способствовать модернизация производства, замена на трудоемких участках живой рабочей силы современными механизмами или агрегатами. К примеру, пятерых токарей, работавших на станках 40-х годов, заменил один специалист, «колдующий» на станке с ЧПУ.
Казалось бы, увеличение производительности путем модернизации в определенной мере повлияло на численность рабочего класса. Однако и сегодня многие промпредприятия испытывают недостаток квалифицированных рабочих кадров. Специалисты-станочники, например, вообще на вес золота. Выпускник технического училища, техникума или института не будет долго думать, куда ему идти. При одном уровне зарплаты на заводе и в супермаркете, он выберет профессию продавца или менеджера. Не последним фактором, приведшим к сокращению численности рабочих, стали реструктуризации и банкротства предприятий. Причин тому было множество: неумелый менеджмент, невостребованность на рынке устаревшей продукции, неконкурентоспособность.
— В настоящее время в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг города работает более сорока тысяч человек, — озвучил в своем докладе за 2012 год глава города В. Франц. — Это без малого треть экономически активного населения Орска. В сравнении с 2011 годом идет увеличение численности рабочих мест более чем на пять тысяч человек. Рост произошел как за счет расширения крупных торговых сетей, так и за счет увеличения количества объектов в сфере обслуживания и оптовой торговли.
Если ранее треть трудоспособного населения работала на промышленных предприятиях и зарабатывала деньги для городского бюджета, то сегодня эта треть занята в торговле и обслуживании.
По статистике, численность населения Орска с подчиненными населенными пунктами к началу 2012 года составила 242,2 тысячи человек. Трудоспособное население составляет порядка 148 тысяч человек. Остальная часть — дети, школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды и около 700 человек, официально имеющих статус безработного. Из 148 тысяч трудоспособного населения 26 тысяч — рабочие, 40 тысяч — продавцы, водители маршруток, парикмахеры и прочие, занятые в торговле и обслуживании, в том числе и банковские работники. (Кстати говоря, в то время как происходит банкротство предприятий и сокращение рабочего класса, в городе появляется все больше банков и кредитных организаций. В январе 2011 года на территории города зарегистрировано 68 филиалов и подразделений банков. Сегодня их количество выросло до 87).
Но вернемся к трудоспособному населению. Около 60 тысяч орчан — служащие, получающие зарплату из бюджета. В последнюю категорию входят учителя, врачи, сотрудники полиции, муниципальные и государственные служащие. Получая зарплату из различных бюджетов, они возвращают деньги в бюджеты в виде подоходного налога. Иными словами, они не зарабатывают деньги для бюджета. То же можно сказать о 40 тысячах человек, занятых в обслуживании и торговле. Они не производят товары, а реализуют чужую продукцию, деньги за которую уходят ее производителям. Однако здесь есть чем похвастаться. Если ранее лидерами экономического развития могли быть промышленные гиганты, которые в советские годы только наращивали производство товаров, то сегодня дипломы «Лидер экономического развития России» получают предприятия, предлагающие населению, например, похоронные услуги. Так, этого звания в 2012 году добилось предприятие «Реквием». Как показывает статистика, в последние годы спрос на услуги предприятия растет. Видимо, за перевыполнение плана по погребению предприятие и стало лидером экономического развития. Жаль, что похвастаться нам больше нечем…
Согласно данным ежегодных отчетов главы города, наблюдается ухудшение демографической ситуации. Так, естественная убыль в 2010 году составила 793 человека, а в 2011-м — уже 873 человека. К сожалению, рождаемость населения пока еще отстает от смертности.
Но не только высокая смертность влияет на численность населения. Жители покидают город в поисках лучшей жизни. Если в январе 2011 года в Орске проживали 249,5 тысячи человек, то к январю 2012-го их осталось 242,2 тысячи. То есть, на 7 тысяч 300 человек в Орске стало меньше...
На какие деньги живет город
Общий бюджет Орска в 2011 году составил почти 4,302 млрд рублей. Из них в виде своих налогов и других источников доходов город «заработал» более 1,5 млрд рублей. Остальные деньги мы получили из областного и федерального бюджетов в виде безвозмездных поступлений. То есть, приходится признать, что Орск давно уже превратился из донора в потребителя, мы все глубже влезаем в дотационную ловушку.
Львиную долю городских налогов составил подоходный налог — 47 процентов местного бюджета и 63 процента областного бюджета. 30 процентов его остается в городе, остальное перечисляется в область. То есть чем больше зарплаты орчан, чем лучше качество их жизни — тем больше поступлений в городской и областной бюджеты. Сегодня, когда сотрудники никелькомбината отправлены в вынужденный отпуск или трудятся в режиме неполной занятости, их отчисления по подоходному налогу уже сократились. Так, в этом году орский бюджет недополучит по НДФЛ с никелькомбината более 2 млн рублей, а областной — более 4 млн. Областной бюджет среди других отчислений формирует налог на прибыль. Неполученная прибыль крупного предприятия превращается в дырку от бублика для областного бюджета.
Сегодня, согласно отчету главы города, 45 процентов налоговых отчислений в горбюджет перечисляют средние и малые предприятия торговли и обслуживания, на которых трудятся 40 тысяч орчан. Но большую часть во все бюджеты вкладывают по-прежнему крупные промпредприятия. Эти средства вносят 26 тысяч горожан, зарабатывающих деньги на производстве и реализации товаров. Их финансовые проблемы прямо или косвенно влияют на уровень жизни горожан.
Сокращения налоговых поступлений от промпредприятий в региональный и федеральный бюджеты влияют на «возврат» средств в город в виде субсидий или дотаций. Чтобы инъекции федеральной помощи не иссякли, нам остается надеяться лишь на то, что государство и дальше будет успешно торговать нашими энергоресурсами в виде газа и нефти. Ведь как Орск, так и Россия в целом, разучились зарабатывать деньги на производстве брендового конкурентоспособного высокотехнологичного товара.
Орск не в состоянии прокормить себя сам — вот такой печальный факт становится очевиден день ото дня. Урал, опорный край державы, его добытчик и кузнец — это уже в прошлом. Сегодня мы на две трети зависимы от тех денег, что пришлют нам из Москвы и Оренбурга. Если властям региона и города не предпринимать смелых шагов по стимулированию деловой активности в регионе, будем все дальше впадать в зависимость от государственной дотационной иглы.
Игорь Сосновский.
Источник: «Орский вестник».