Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым, красивым, успешным. И непременно гениальным. Кто придумал, что гением нужно родиться? Вздор, решают мамы и папы и принимаются делать из своих детей будущих звезд спорта, музыки, кино и телевидения, творить вторых Малевичей, Наполеонов, Александров Пушкиных, Денисов Мацуевых.
Не упустить бы детство…
На первый взгляд, это просто – воспитать гения. Стоит только обратиться к Интернету или специальной литературе, как станут известны секреты развития гениальной личности ребенка. Тысячи методик, сотни упражнений, советы психологов и педагогов с полувековым стажем – следуй инструкциям и получай готового гения. В конце концов, можно отдать малыша в детский центр: сейчас такой развивающий очаг культуры, готовый даже в грудничке обнаружить скрытые таланты, есть чуть ли не в каждом дворе. Раннее развитие – это сейчас модно. Но действительно ли любого ребенка можно превратить в гения, и легко ли это сделать?
Нелегко, утверждает мама талантливой пианистки Екатерины Соломатиной. Десятилетняя девочка успела стать победительницей многих конкурсов как городского, так и международного уровней. Последняя поездка – в Болгарию – принесла Кате высшие награды конкурса, как и ее маме. Оксана Бонева, педагог детской школы искусств № 1 им. Куревлева, руководитель детского хора при храме Пресвятой Богородицы, выступает сама и является наставницей дочери.
– Если у ребенка обнаружились способности – неважно, в спорте или музыке, – их нужно обязательно развивать, – высказывает свою позицию Оксана Владимировна. – Дочери я всегда говорю, что она сама несет ответственность за свой талант. Это наложило отпечаток. Несмотря на юный возраст, Катя понимает, что нужно много работать, усиленно заниматься. С шести лет она занимается музыкой и выступает на престижных конкурсах. В то же время я уверена, что талант нельзя эксплуатировать. Это мое мнение, никем не навязанное, но и оспаривать его ни с кем не буду. Нередко родители пытаются реализовать в детях свои амбиции, не всегда это происходит удачно. Ребенок есть ребенок. Он должен жить своей детской жизнью: насыщенной, яркой. Мне очень нравятся моменты, когда Катя играет в куклы, резвится. Это действительно здорово. Детство дается один раз в жизни, и нужно не упустить его счастливые мгновения.
О финансах замолвите слово
Конечно, здорово, когда родители полны решимости развить способности своих чад, организовать их досуг и самим подключиться к увлекательным занятиям. Но порой одной родительской инициативы мало для того, чтобы дать мощный толчок таланту. Нужна еще одна важная составляющая – средства. На покупку фортепиано, хоккейной формы, наборов для рисования, сценических костюмов – талант обязательно потребует финансовых вложений. И если кисти, краски и спортинвентарь родители еще осилят, то участие в престижных конкурсах и фестивалях выдержит не каждый семейный бюджет.
В Орске уже не первый год действует программа «Одаренные дети». В прошлом году ее финансирование составило 1,48 миллиона рублей, столько же – в нынешнем году. Сумма, по мнению специалистов городского управления образования, небольшая. Талантливых детей в Орске много, все они могут достойно представить родной город на мероприятиях самого высокого уровня, но деньги на эти цели часто приходится искать с огнем. Тем более если учесть, что программа «Одаренные дети» не распространяется на учащихся детских школ искусств. Поездки на конкурс организуются за счет средств самих школ искусств или спонсоров. Или родителей. Отметим только, что участие в международном конкурсе обойдется порядка в 100 тысяч рублей, оргвзнос за команду – участницу олимпиады – 20 тысяч рублей.
И все же многие родители соглашаются внести посильную помощь для участия ребенка в предметных или творческих конкурсах и фестивалях. Все-таки талант, а ему нужно помогать.
Детки в клетке
– Нужен умница, гений? Можно оформить ребенка в кружки и секции, найти для него суперпедагогов, – консультирует психолог Ирина Алябьева. – Но не стоит забывать, что родители – самые первые учителя. Прежде всего, ребенку нужны их любовь и понимание. Другой вопрос, как при этом избежать ошибок?
В качестве примера психолог вспоминает историю семьи Никитиных, о которой в свое время заговорил весь Советский Союз. К папе – учителю труда, маме-библиотекарю и их семерым детям из Москвы журналисты ехали за репортажем, обыкновенные родители – за передовым опытом. И те и другие восхищенно смотрели, как дети Никитиных дружно подтягивались на турнике, отжимались и босыми ногами ходили по снегу. Годовалые сами одеваются, двухлетние убирают за собой и братьями и сестрами, а пятилетние прямиком отправляются в школу. Один из сыновей из второго класса перешел в восьмой, а семилетняя дочь поступила сразу во второй класс, из которого перескочила в четвертый.
– Главным для главы семьи было развить интеллектуальный и творческий потенциал детей, – рассказывает Ирина Михайловна. – Плюс закаливание, физкультура, железная дисциплина. Школу Никитин-старший считал неким тормозом, отупляющим ребенка. И был уверен, что чем быстрее ребенок проскочит эту ступень, тем лучше. Но в итоге у всех его детей в школе возникли огромные проблемы как с учителями, так и со сверстниками: будучи самыми младшими в классе, они становились изгоями... Школа превратилась в каторгу, а блестящие первоклассники – в двоечников и троечников. Ни один из «великолепной семерки» не стал медалистом, выдающимся спортсменом, талантливым физиком. Будучи в центре внимания с пеленок, дети Никитиных, тем не менее, тяжело находили общий язык с другими людьми. А собственный дом стал одновременно и крепостью, и тюрьмой.
По воспоминаниям Никитиных - детей, чаще всего они чувствовали себя так, будто живут в зоопарке. Сегодня они сами стали папами и мамами. И все как один не торопятся развивать своих отпрысков по отцовской системе. И самое главное – их дети отправляются в первый класс, как и все обычные школьники, в семь лет никто из них не скачет из класса в класс.
Так что этот эксперимент провалился. Хотя подвиг – и детский, и родительский – тоже имел место быть.
«Туда нельзя» – это нельзя
Психолог уверена: универсальных способов воспитания гениев не существует. Нельзя прямо руководствоваться тем или иным советом и ждать превосходных результатов. Каждый ребенок развивается индивидуального: то, что окажется полезным для одного талантливого малыша, для другого будет губительным. Не спешите отчаиваться, родители будущих гениев. Советы психолога подскажут, какие первые шаги нужно сделать, чтобы привить детям интерес к новым знаниям, развить желание заниматься искусством, спортом, наукой.
– С малышом надо заниматься с первых мгновений жизни – знакомить с окружающим миром, делать массаж и гимнастику, расширять словарный запас, – делится Ирина Алябьева. – Учить младенца видеть, слышать, ощущать руками. Движение – есть суть развития. Не надо говорить подросшему непоседе: «Не бегай!» Лучше подвигайтесь и поиграйте вместе с ним. Не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами другого. Если ваш малыш еще не говорит, а соседская девочка уже читает стихи – это еще ничего не значит. У каждого свой путь развития.
Важно, чтобы круг запретов был малочисленным. Если постоянно ограничивать познавательную активность малыша словами «туда нельзя» и «это не трогай», то постепенно он становится пассивным, из жизни уходит творчество.
В развитии интеллекта важен не объем знаний, а умение находить несколько вариантов решения каких-то задач, умение прочувствовать ситуацию. Для этого нужно развивать не только логическое, но и образное мышление, приучать ребенка играть в сюжетно-ролевые игры уже с полутора лет.
В заключение психолог дает, пожалуй, главный совет родителям: учите ребенка, развивайте, дарите новые знания, но не забывайте, что полезной окажется только та деятельность, которая приносит удовольствие самим маленьким гениям.
Екатерина Харытыныч
Источник: «Орский вестник»