Печальная новость: не стало знаменитой оперной певицы, народной артистки СССР Галины Вишневской. Ей было 86 лет.
Вишневскую без преувеличения знал весь мир — и как приму Большого театра, куда ее в свое время приняли даже без консерваторского образования, и как супругу не менее великого Мстислава Ростроповича. Даже уйдя со сцены, Галина Павловна вела активную общественную и творческую жизнь и до сих пор занималась преподаванием, руководя собственным оперным центром. Соболезнования ее родным и близким выразили президент и премьер-министр.
Кажется, совсем недавно Галина Вишневская вела незабываемые мастер-классы в своем Центре оперного пения. Молодые солисты ловили каждое ее слово, каждый жест. Еще бы, Вишневская считалась одной из лучших исполнительниц партии Татьяны в «Евгении Онегине».
10 дней назад стало известно, что ее наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Галина Павловна узнала об этом в Германии, где отдыхала. И все не сомневались: она будет на торжественной церемонии в Кремле — гордая, красивая, великолепная как всегда. Но этого уже не случится.
У нее был изумительной силы и тембра голос, серебряное сопрано. И Божий дар — владение этим голосом. И царственная осанка. И взгляд зеленых глаз, которым она могла убить или миловать. И миллионы поклонников, тех, кто спрашивали билетик в Большой театр, и тех, кто покупал ее пластинки.
Ее карьера в Большом сложилась сразу же. Аида, Лиза, Наташа Ростова, Купава — ее звездные роли. Для нее писали музыку композиторы, среди которых — великий Дмитрий Шостакович. Но Вишневская не была бы легендой, если бы только достигла вершин оперного искусства. У нее было тяжелое детство и молодость. Она была со своим народом там, где он, к несчастью, был. Родилась в Кронштадте, в нищете. Пережила ленинградскую блокаду, еле выжила. Потеряла на фронте жениха, а затем и первого сына. Всего добилась сама — своей волей, талантом, умом, несгибаемым характером. И сейчас, когда читаешь ее знаменитые воспоминания «Галина», поражаешься, как она ни перед кем не лебезила, всегда была честной перед самой собой и другими, не шла на компромисс.
Говорят, сложнее всего пройти не огонь и воду, а медные трубы. В советское время Галина Павловна с мужем — знаменитым музыкантом Мстиславом Ростроповичем — достигли всех возможных тогда благ. И смогли отказаться от этого благополучия, когда приютили у себя на даче опального писателя Александра Солженицына. У них в Жуковке Солженицын писал свой «Архипелаг ГУЛАГ», который потом передавал для печати на Запад. Разумеется, последовали санкции. Запрет Ростроповичу выступать в крупных залах больших городов, а для Вишневской — запрет на запись пластинок. Но они пошли до конца. И именно Галина Павловна посоветовала мужу написать еще и письмо Брежневу.
Потом — вынужденная эмиграция на Запад, лишение советского гражданства. После перестройки их пригласили в новую Россию. Сохранились кадры, на которых Вишневская не хочет выходить из самолета. Они снова стали гражданами России. Их созидательная деятельность стала образцом для миллионов: благотворительные акции, помощь больным детям, создание Центра оперного пения, детской музыкальной школы в Петербурге, частных музеев Шостаковича и Мусоргского.
После смерти любимого мужа Вишневская продолжала начатое ими вдвоем дело. И, казалось, она успеет еще много. Ее будет очень не хватать — именно как мерила честности и бескомпромиссности в любых ситуациях. Но остались книга, ученики по всему миру и серебряное сопрано, нежное и сильное как сама Примадонна.
Как сообщили в Центре оперного пения Галины Вишневской, церемония прощания с певицей назначена на четверг, 13 декабря. Она состоится в здании Центра на Остоженке. Похороны пройдут в пятницу, 14 декабря, — скорее всего, на Новодевичьем кладбище, где погребен супруг Галины Павловны Мстислав Ростропович.