Во всем мире падает спрос на сталь. Российские металлурги закрывают заводы и сокращают персонал на зарубежных заводах. Какая участь ожидает предприятия в России? Разумеется, в первую очередь нас интересуют уральские заводы.
Тенденции на мировом рынке
По данным аналитиков, 2012 год стал провальным для металлургов. В Европе и в мире закрываются или приостанавливают работу крупнейшие предприятия черной металлургии.
Чего только стоит история с ведущим в Италии меткомбинатом Ilva. Как пишет Rusmet, в компании Riva Group, владеющей предприятием, отмечают, что прекращение работы комбината приведет к закрытию других предприятий группы, использующих его продукцию, и увольнению порядка 4 тысяч человек. И это помимо 1,2 тысячи человек, которые уже сокращены.
Компания ArcelorMittal осенью заявила о решении закрыть две доменные печи во Флоранже (Франция) в связи с убытками. Изза этого могут лишиться работы более 600 человек. Всего на комбинате работает 2700 сотрудников. На это министр промышленности Франции даже заявил о возможном запрете ArcelorMittal на ведение бизнеса в стране. Однако если вспомнить, уже в начале 2012 года компания объявила о планах сокращения производства и высвобождения персонала ряда восточноевропейских предприятий.
Эти и другие события в итоге привели к тому, что Европарламент призвал Еврокомиссию разработать план действий по оказанию помощи сталелитейной отрасли. Согласно резолюции только в Европе количество рабочих мест в отрасли сократилось с 1 миллиона в 1970 году до 369 тысяч в 2012 году, и эта тенденция продолжится.
В Европе загрузка мощностей также упала до 7075 процентов. Глава Европейской конфедерации черной металлургии Вольфганг Эдер сообщил, что для нормального функционирования металлургической отрасли необходимо сократить мощности в Европе как минимум на 25%. В России ситуация чуть лучше. Загрузка составляет примерно 80%, но для нормального функционирования и развития отрасли необходимо не менее 90%. Тем не менее избыточные европейские мощности влияют на российские посредством роста конкуренции на европейском рынке и минимальной маржи – с учетом удаленности российских предприятий продажи некоторых видов продукции и вовсе убыточны.
А что же наши металлурги?
Компания «Мечел», которую информагентство «Прайм» называет аутсайдером года в металлургической отрасли, объявляла о приостановке производства Донецкого электрометаллургического завода, деятельности румынских комбинатов «Дактил Стил Оцелу Рошу» и «Мечел Тырговиште» и проч. Финансовые сложности компании коснулись и Орска: комбинат «Южуралникель» остановлен, законсервирован, начато массовое высвобождение работников. Магнитогорский металлургический комбинат на 90 дней останавливал сталеплавильное производство и мощности по горячей прокатке на своем турецком заводе. «Евраз» в октябре временно приостановил сталелитейное производство на Evraz Vitkovice Steel в Чехии из-за низкого спроса и в связи с необходимостью оптимизации складских запасов сырья.
«В целом, конечно, объемы реализации будут снижаться и, естественно, будет снижаться выручка. Однако при текущей конъюнктуре рынка производство на останавливаемых мощностях нерентабельно, и следовательно в целом будет расти эффективность, так что эффект будет положительным», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
Как обстоят дела с российскими предприятиями?
НЛМК в текущем году останавливал работу доменной печи № 2 на заводе в Липецке на 60 дней. ЧТПЗ объявлял о намерении до 2014 г. сократить 1 тыс. сотрудников. Эксперты в течение года отмечали низкую рентабельность производства российских заводов. Выходом из сложившейся ситуации должно стать повышение эффективности производства, а следовательно, отказ от устаревших технологий, в частности использования мартеновских печей (первая печь такого образца появилась еще в 1864 г.), которые по качеству стали, себестоимости производимой продукции, экологическим рискам и условиям работы сталеваров не могут конкурировать с современными технологическими решениями.
Еще до кризиса, в 2007 году, металлургический завод им. А.К. Серова, входящий в дивизион черной металлургии УГМК, полностью перешел на электросталеплавильное производство, отказавшись от использования в производстве мартеновских печей. «Северсталь» полностью перешла на современное производство стали, демонтировав в 2008 году на Череповецком металлургическом заводе мартеновский цех. «Мечел» в 2009 году закрыл последнее мартеновское производство на «Ижстали». Ашинский метзавод отказался от мартена в 2010 году.
В настоящее время мартеновские цеха сохраняются на некоторых российских предприятиях. К примеру, на Таганрогском металлургическом заводе (Трубная Металлургическая Компания). На Чусовском металлургическом заводе объявили о планах по закрытию устаревшего производства. Ходят слухи, что на «Уральской Стали» в следующем году также откажутся от использования данной технологии.
Ситуация в черной металлургии на текущий момент такова, что наиболее эффективным способом избежать закрытия сталеплавильных производств в России является повышение эффективности работы предприятий, а значит, модернизация существующих технологий. В этом случае даже негативная конъюнктура на рынках не будет угрожать конкурентоспособности нашей продукции ввиду территориальной близости основных потребителей и относительно невысокой стоимости рабочей силы.
Источник: «Орский вестник».