На этой неделе на канале ТНТ начинается сериал "Моими глазами" — наверное, самый рискованный телевизионный эксперимент нового года.
Вадим Нестеров
Все знают, что если стаю обезьян посадить за компьютер и предоставить им полную свободу, рано или поздно они напечатают "Войну и мир". Телеканал ТНТ, похоже, решил проверить, что случится, если полную свободу предоставить задерганным требованиями "формата" телевизионщикам. Получился сериал "Моими глазами", стартующий на канале ТНТ 27 января.
Началось все со сценариста Ильи Куликова. Как рассказывал генеральный продюсер канала Александр Дулерайн, автору знаменитого "Глухаря" дали карт-бланш: предложили написать то, что он сам мечтает написать. Получившийся результат руководство канала одновременно удивил, озадачил и обрадовал. Как признался "Огоньку" господин Дулерайн, именно сценарий убедил их взяться за эту весьма рискованную идею.
У Куликова вышла очень необычная история. И по жанру — мистически-фантастический триллер канал ТНТ еще точно не делал. И по структуре — о роковых событиях, последовавших за выпускным балом в небольшом провинциальном городке, почти в каждой серии рассказывает новый персонаж. Таким образом, в 19 сериях мы услышим "монологи" главного красавчика школы, 30-летнего майора госбезопасности женского пола, врача скорой помощи, проститутки-индивидуалки, застенчивого тинейджера, уголовника со стажем, сержанта ППС, наемного киллера и еще пяти человек. Каждая история будет добавлять несколько камешков в складываемую мозаику, и целиком пазл соберется только к концу фильма. В общем, эдакие не то "Ворота Расемон", не то вообще Евангелие — принцип тот же: несколько разных людей рассказывают об одном событии.
Режиссер-постановщик (он же — оператор-постановщик и продюсер) фильма Заур Болотаев много сетовал по этому поводу — мол, обычно, если сцена не получилась, можно ее просто отправить в корзину при монтаже, а здесь — никак: ружья, которые выстрелят позже, висят практически в каждом кадре.
Но главная особенность проекта в том, что герои свою историю не рассказывают, а "показывают". Почти весь сериал снят субъективной камерой, и события каждой серии зритель видит глазами "показывающего" персонажа. Принцип не нов, достаточно вспомнить "Ведьму из Блэр" или "Монстро", но вот весь сериал от начала до конца так еще никто не снимал. Несколько часов смотреть на ситуацию только чужими глазами — зрелище, конечно, непривычное, но продюсеры надеются, что в данном случае риск оправдан. В конце концов, молодежная в большинстве своем аудитория ТНТ тратила на Counter Strike и прочие шутеры не часы, а сутки, так что к непривычной операторской работе должна адаптироваться быстро.
Специально для съемок был разработан шлем с прикрепленной к нему почти шестикилограммовой камерой, и 80% материала было отснято самими актерами. Исполнительницы женских ролей, правда, жаловались — не для тонкой девичьей шеи получился агрегат, мышцы болели.
В итоге стихийно сложившийся эксперимент стал едва ли не самым масштабным проектом канала. Снимали "Моими глазами" далеко не сериальными темпами — на производство 19 серий ушло больше двух лет, что же касается стоимости, то, по словам генерального продюсера канала, ""Моими глазами" — один из самых дорогих проектов не на канале даже, а на российском телевидении".
Но и на этом эксперименты не закончились. Когда речь зашла о встраивании в эфирную сетку, ТНТ решился нарушить еще один священный для российского телеэфира принцип — "горизонтальный" показ, при котором ежедневно показывается очередная серия, и так до тех пор, пока сериал не закончится. "Моими глазами" же пойдет "вертикальным" показом — раз в неделю, по воскресеньям, будут демонстрироваться три серии проекта. Это не первая попытка "пересадить" российского зрителя на "вертикальную" систему просмотра сериалов, но все предыдущие неизменно заканчивались крахом — балованный российский зритель привык получать все и сразу и неделю томиться в неведении не намерен. И пусть сериал "усилят" переставленной на воскресенье же рейтинговой и в изрядной степени одножанровой с ним "Битвой экстрасенсов" — все равно ТНТ очень сильно рискует.
Риск этот, безусловно, понятен. Российское телевидение находится в изрядном творческом кризисе, привычные и наработанные способы усадить зрителя перед экраном и не дать ему сбежать после первой же рекламы работают все хуже. Нескромные надежды телевизионщиков много лет кормить покорных зрителей одной и той же сериальной ботвиньей, снятой за три рубля, не оправдались. Зритель пресытился "ментами-бандитами" и набил оскомину павильонными ситкомами. Все, поломалось, не работает. Все "выстрелившие" сериальные проекты этого сезона так или иначе взламывали шаблон. Так было с "Кухней", в которую телеканал СТС вложился совершенно не ситкомовским бюджетом, так было с "Обратной стороной Луны" "Первого канала", которая стала первым успешным фантастическим сериалом на отечественном телевидении, так было и с энтэвэшным "Карповым", едва ли не единственной удачной и непозорной попыткой сделать криминальный сериал с "плохим парнем" в качестве главного героя. Вот впечатленные телеканалы и отпускают потихоньку поводок своим творческим бригадам.
Но никто, пожалуй, не рисковал так откровенно и безоглядно, как сегодня рискует ТНТ. Риск, повторимся, понятен, но оправдан ли он — станет ясно только после 27-го. Мы, телезрители, в любом случае в выигрыше — есть шанс, что эксперименты телеканалов обернутся чем-то свежим и интересным, ну а если не судьба, так хоть телеменю станет разнообразнее.
Источник: kommersant.ru