Не зиму пережили, а войну. Именно такое ощущение складывается, если смотреть на городские дороги. Выбоины, ямины и колеи — картина сегодняшнего дня. Впечатление, что снег растаял вместе с асфальтом. Сегодня дорожники в поте лица занимаются латанием дыр: в трех районах города идет ямочный ремонт. На подходе — капитальный. Из областного бюджета в этом году выделено 85 миллионов рублей, из них 9 миллионов рублей уже освоено на ямочный ремонт. Предполагается, что этой ремонтно-дорожной кампанией будет отремонтировано 119 дорог. Не целых улиц, а отдельных участков. Уже сейчас можно предположить, что предстоящий капремонт, скорее всего, пройдет со скандалом. Шутка ли, подрядчиков, которым доверили дороги в 2011-2012 годах, заставляют «переремонтировать» за свой счет рассыпавшиеся участки. А вообще, на дорожно-ремонтную тему в Орске впору фельетоны писать.
Качество рассыпалось
Буквально на днях на сайте городской администрации появилась информация об итогах проверки качества отремонтированных в прошлом году дорог. Сообщается, что в течение двух недель в Орске работала специальная комиссия, которая выявляла нарушения асфальтового покрытия. Члены комиссии, в состав которой входили начальник УЖКХ администрации города, руководители районных администраций и сотрудники ГИБДД, проверили дороги из списка капитально отремонтированных в 2011-2012 годах во всех трех районах города. Дефекты были обнаружены:
— на дороге по ул. Социалистической от ул. Черниговской до ул. Суворова;
— по нечетной стороне пр. Ленина от ул. Тагильской до ул. Добровольского;
— на проезжей части по ул. Ватутина от ул. Кубанской до ул. Нахимова и по ул. Авиационной.
Основные дефекты: просадка асфальта в районе колодцев, разрушение шва стыковки с трамвайными путями и колейность.
Дорожные службы — ООО «УМ-6» и МУП «Дорожник», выполнявшие капитальный ремонт в прошлом году, — обязаны устранить нарушения за свой счет, поскольку давали гарантии по качеству работ.
А вот как складывалась ситуация с ремонтом дорог буквально год назад. Еще тогда чиновники громко и красиво говорили о контроле над качеством ремонта.
Цитата из пресс-релиза городской администрации: «По словам заместителя главы администрации города по муниципальному хозяйству Сергея Егера, и в этом году будет тщательно проверяться качество работ на объектах с привлечением независимых экспертов. В муниципальном контракте с подрядной организацией четко прописываются требования: какой щебень сыпать, и какой толщины должен быть его слой, на какое основание будет укладываться асфальт, какие компоненты и в каком количестве должны входить в состав смеси. При сдаче дорог в эксплуатацию экспертами будут браться пробы асфальта, чтобы после анализа выдать заключение о его соответствии нормативу. Если у специалистов появятся серьезные замечания, недобросовестным подрядчикам придется исправлять недочеты за свой счет».
Были ли взяты пробы, а если были, то какие результаты показали — неизвестно. Зато известны данные сегодняшней комиссии, которые ожидаемо подтверждают то, что видно невооруженным глазом. Выявленные дефекты прямо указывают, что нарушения при капремонте были: либо составляющие плохого качества, либо работы выполнялись с отклонением от норм. А ведь в 2012 году «закатали» в асфальт более 95 миллионов рублей! Солидная сумма по сравнению с тем качеством, которое мы видим сегодня.
Скандалы скоро начнутся — будьте спокойны. У МУП «Дорожник» стабильно нестабильное состояние. Ремонт дорог за свой счет — ноша тяжкая, если не сказать, что совсем непосильная. Справится ли предприятие, не допустив долгов по заработной плате, — увидим совсем скоро.
Траншеи вместо дорог
21 марта прокуратура Советского района также инициировала проверку состояния дорожной инфраструктуры в поселке ОЗТП. Результаты просто поразительные для такого небольшого района Орска.
Итоговые данные специалистов, которые с линейками и прочими атрибутами облазили дороги поселка, мягко говоря, не радуют — сплошные просадки и выбоины.
— Был составлен акт и подготовлен иск, который в настоящее время рассматривается в суде Октябрьского района, — комментирует старший помощник прокурора Советского района Владимир Майданенко. — Ответчиком выступает орское УЖКХ. Нарушения, выявленные нами в ходе проверки, пока не устранены.
Контроль над состоянием автомобильных дорог ведет и ГИБДД, поскольку их качество тесно взаимосвязано с дорожной безопасностью и аварийностью.
— Ежедневно инспекторы ДПС контролируют состояние улиц и дорог, составляют акты по выявленным недостаткам, — комментирует врио начальника ГИБДД Сергей Умеренков. — За первый квартал этого года за нарушение правил проведения ремонта и содержания улично-дорожной сети, технических средств регулирования дорожным движением к административной ответственности привлечено 11 должностных лиц. За повреждение дорог и дорожных сооружений составлено 23 административных протокола, за невыполнение выданных предписаний привлечено к ответственности одно должностное лицо. Подготовлено и направлено 56 предписаний должностным лицам на устранение недостатков в состоянии улично-дорожной сети, из них 4 — предписания юридическим лицам. Для сравнения отмечу, что за аналогичный период прошлого года нами было выдано 22 предписания.
Кому нужен асфальт?
О том, как ремонтируются орские дороги, можно рассказывать часами. С иронией.
В прошлом году позвонил знакомый и с ходу огорошил вопросом:
— Тань, тебе асфальт нужен?
Вот чего-чего, а асфальта для полноты счастья мне как раз и не хватало. Выяснилось, что кто-то из знакомых знакомого работает в дорожной организации, где люди не гнушаются подработкой — банчат продажей асфальта, предназначенного для ремонта определенных улиц. Якобы такая практика процветает. Аргумент — мало платят, а здесь можно хорошо подзаработать. Жителей частных домов много, часто закатывают асфальтом приусадебные дорожки, подъезды к дому или гаражу. Не все честно идут на завод и заказывают асфальт. Зачем, когда можно купить дешевле, да еще и с рабочими договориться, которые этот самый асфальт и уложат.
Так о каком качестве асфальта в городе может идти речь, если часть его уходит налево?
Еще один пример, под которым подпишутся многие орчане. Жители Северного микрорайона до сих пор вспоминают прошлогодний ремонт в районе остановки «Улица Добровольского». Прилипшая к битуму обувь — прошлогодняя летняя тема. Год назад дорожники, ремонтировавшие участки по проспекту Ленина и улице Волкова, не придумали ничего лучше, как разлить по ремонтируемой дороге битум и оставить на какое-то время. Ремонт проходил в районе остановочных пунктов, и к смоле налипло много обуви пешеходов, которые по наивности хотели перейти проезжую часть. Кто-то решил проблему — набросали картона, по которому, как зайцы на болоте, скакали пешеходы.
Фото прилипшей обуви, которую не смогли отодрать пешеходы, и картона, который служил своеобразным мостиком, опубликовали все местные СМИ. Были и комментарии работников дорожных служб, естественно, неофициальные. Оказалось, что разлитому битуму есть вполне логическое объяснение: зачем тратить много смолы, поливая весь участок ремонтируемой дороги, если можно налить его основательно в одном месте? Автомобилисты колесами своих машин все равно растащат его по всей дороге. То есть можно сэкономить.
Но главный вопрос, на который мы вряд ли найдем ответ: а отодрали ли дорожники картон и обувь, прежде чем приступать к укладке асфальта? Узнать можно только практическим путем — расковырять.
На этом фоне рассказы о том, как дорожники укладывают асфальт в дождь и грязь, выглядят милыми шутками. Самое интересное — все видят, все знают, но никто ничего не делает.
Думается, что предстоящий капитальный ремонт дорог будет показательным. Для подрядчиков — возможностью показать, что за качество они отвечают головой, для чиновников — что бдят за организациями и им небезразлична судьба закатанных в асфальт бюджетных средств. Пару лет назад один из рабочих дорожной организации на вопрос о том, почему в Орске дороги латаются каждый год, ответил незамысловато: если класть хороший асфальт, то мы без работы останемся. Больше и добавить нечего. Дорожные службы живут от сезона к сезону — летом зарабатывают деньги на ремонте, зимой проедают заработанное, перебиваясь случайными заказами по уборке городских улиц. Но. Мы, наверное, единственный в области город, где центральные улицы в позорных, кошмарных заплатках. Стыдно.
Татьяна Бородина.
Источник: «Орский вестник».