В начале года на должность начальника орского УВМД был назначен подполковник внутренней службы Алексей Смолков. В полиции Алексей Александрович без малого двадцать лет. Что привело его на работу в органы внутренних дел, что сейчас значит служба в полиции и как он адаптируется на новом месте – на эти и другие вопросы главный полицейский города ответил в беседе с корреспондентом «ОВ».
–Алексей Александрович, как чувствуете себя в новом кресле – привыкли или адаптация все еще продолжается?
– Думаю, к этому привыкнуть тяжело – слишком большая ответственность. В орском гарнизоне полиции 999 сотрудников, не считая вольнонаемных. Легкой эту стезю не назову. До назначения было непросто, и после легче не стало.
– Вы наверняка хорошо знаете историю орской милиции-полиции. Каким стали по счету начальником?
–Начальников, которые возглавляли УВД с 1994 года, когда пришел на службу в милицию, безусловно, знаю: это Александр Реймер и Сергей Павленко. Конечно, история орской милиции намного интереснее, чем моя личная. Гарнизон возглавляли авторитетные уважаемые люди. Во время войны руководители менялись часто, некоторые служили только до года. Время было тяжелое для всей страны. Правда, и гарнизон был меньше. В то же время работы хватало – и в войну, и в послевоенное время, и в годы развитого социализма.
– На службу в милицию вы попали не сразу. После школы поступили в индустриальный техникум, приобрели рабочую профессию. Но в итоге оказались в органах...
– Все что ни делается – к лучшему. После техникума уехал продолжать обучение в Красноярский институт цветных металлов по направлению комбината «Южуралникель» – в то время третьего предприятия в Советском Союзе по производству никеля, мечтал стать инженером. После высшего учебного заведения и возвращения домой узнал, что комбинат сдает позиции, работникам задерживают зарплату. Решил пойти служить в милицию в спецподразделение. К тому времени, помимо высшего образования, у меня был норматив кандидата в мастера спорта по борьбе. Тогда мне эта работа казалась довольно интересной и захватывающей. Впоследствии не разочаровался в своем выборе. Пришел стажером в СОБР – специальный отряд быстрого реагирования, а через три месяца был назначен на должность опер-уполномоченного отряда.
– Если бы начинали службу в должности участкового, то было бы не так захватывающе?
– Любая служба интересна, но в СОБРе особенно. Никогда не забуду, как обезвреживали вооруженного преступника, как захватывали человека с двумя боевыми гранатами, другие операции. Служба, конечно, романтичная, но в то же время тяжелая и опасная, туда никто никого не гонит, все приходят по призванию. Не забывайте, что шла середина 90-х – разгул преступности, не зря тогда закон позволял нам закрывать на 30 суток лиц по подозрению в участии в организованных преступных группах. Президент страны просто вынужден был пойти на такой шаг.
– Достойно оплачивался ваш труд?
– У сотрудников спецподразделений были надбавки. По крайней мере, семья из трех человек – я, папа, мама – спокойно могла жить на эти деньги. В то время как задержки зарплаты на промышленных предприятиях города продолжали оставаться.
– Не менее интересный факт вашей биографии – работа на Ириклинском водохранилище...
– Водную милицию на базе Орска создали после убийства полномочного представителя губернатора на Ириклинском водохранилище. В 2000 году тогдашний начальник УВД Реймер предложил мне занять должность заместителя начальника отдела милиции по охране Ириклинского водохранилища с функциями оперативной работы. Согласился без колебаний.
– Было ли давление? Ведь желающих погреть руки на незаконной рыбалке тогда хватало, противоборствующие силы не дремали.
– Сказать, что оказывалось какое-либо давление, не могу. Нас было 15 сотрудников, несли службу в Орске, совместно с ОМОНом выезжали на рейды на Ириклинское водохранилище, обладали в общем-то большими полномочиями.
– Три года вы учились в академии управления МВД, чем запомнилось то время?
– Это, безусловно, значимый период в моей жизни. В то время начальником академии являлся генерал-полковник Коваленко, восемь его замов были в ранге генералов. Это говорило о статусе высшего учебного заведения. Подготовка руководителей велась серьезная. В академии учились офицеры из всех регионов России, до сих пор со многими из них поддерживаю отношения, обмениваемся опытом.
– После учебы в академии вам предложили возглавить криминальную милицию в Октябрьском РОВД, достойное ли это было предложение?
– Достойное. Четыре года работы в этой должности многое дали. Приходилось распутывать немало интересных дел, ведь Октябрьский район – самый большой по численности в городе, большинство преступлений совершаются именно на этой территории. В начале июля 2004 года первый раз заступил на дежурство в ранге ответственного от руководства. В мои обязанности входил контроль за несением службы. Заступил в 8 часов, и сразу пришлось выехать на улицу Новосибирскую, где в одном из домов было совершено двойное убийство. Без опыта работы в райотделе было интересно наблюдать за работой следственно-оперативной группы. В течение часа преступление раскрыли, причем важную роль в этом сыграл инспектор по делам несовершеннолетних.
Не успев приехать с осмотра места происшествия, узнал об обнаружении трупа женщины с признаками насильственной смерти на проспекте Ленина. Выехали на место, отработали. Не успели приехать в отдел – сообщают еще об одном трупе в общежитии на улице Кутузова. И все это в первый день моего дежурства. Из трех убийств – два оперативно раскрыли. Так работали сотрудники милиции, обычные люди, не хватающие с неба звезд, не бьющие себя в грудь.
– Последние годы работы в УМВД Орска в должности заместителя начальника не прошли для вас бесследно. С августа прошлого года вы временно исполняли обязанности начальника, в вас видели будущего руководителя. Как вы к этому относились?
– Есть такое понятие, как карьеризм. Но у него ведь имеется и положительный смысл. Не зря существует и поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Раз поступил на службу, решил посвятить жизнь охране правопорядка, то нужно служить честно и добросовестно.
– Каков стиль вашей работы?
– Придерживаюсь демократичного стиля, доверяю своим замам. У меня были хорошие учителя, многое почерпнул от Сергея Ефимовича Павленко, до сих пор мы с ним поддерживаем связь. Человек почти одиннадцать лет возглавлял УВД, имеет богатейший опыт работы.
– Что для вас самое неприятное в работе? Наверное, когда приходится увольнять сотрудников за какие-то нарушения?
– Мы не частная лавочка, не увольняем без повода, так что это не есть самое неприятное. Сотрудники полиции – одна из самых защищенных категорий граждан. Неприятно видеть, что в последнее время складывается негативный образ сотрудника полиции. Не раз говорил и повторю еще раз: сотрудники полиции не с Луны прилетели. Они ходили с вами в один детский сад, учились в одной школе, вы живете с ними на одной улице, ходите в одни и те же магазины. Тем не менее когда приходится сталкиваться с бедой, обращаетесь в полицию, и к вам приходят на помощь, не могут не прийти.
– Может быть, на общественную позицию влияют и такие мелочи, как внешний вид полицейских? Они должны быть подтянуты, опрятны и т.д. Неслучайно во время реформы милиции говорили о том, что органы придется покинуть людям, мягко говоря, больших габаритов...
– Сейчас у нас изменились нормативы. Человек не модельной внешности свободно может их сдать. Да, тяжело подтянуться тому, кто весит более 100 килограммов. Однако если человек, придя в милицию 20-25 лет назад, когда находился в хорошей физической форме, со временем набрал вес, но остается профессионалом, думаю, не стоит его судить строго. Сам я стреляю на четверку. Лично мне большой живот не грозит, в часы досуга стараюсь больше двигаться.
– Чем увлекаетесь?
– Предпочтение отдаю игровым видам спорта, в частности, теннису, каждое утро плаваю в бассейне. 30 минут позволяют зарядиться на весь день.
– Каковы ваши бытовые условия?
– Живем с семьей в трехкомнатной квартире. Жена Оксана – домохозяйка. У нас два сына: Антону – 14 лет, Макару – 4.
– Наверняка, завтрак вам готовит супруга?
– Конечно. Но и сам я готовить умею. С 19 лет жил в общежитии в Красноярске, где и научился этому. Борщ могу сварить спокойно, блины испечь, картошку пожарить.
– После назначения не стали ли к вам набиваться новые друзья? Должность-то у вас теперь непростая.
– Некоторые пытались, но стараюсь не изменять старым.
– Ваш любимый афоризм?
– Бизнес есть бизнес – ничего личного. Если пришел работать, то личное оставляй на потом.
– Вам 41 год, полагаю, должность начальника УМВД для вас не потолок?
– Загадывать рано, прогнозы – дело неблагодарное. О моей работе будут судить по делам.
Источник: «Орский вестник»