Стоимость проезда пассажиров по высокоскоростным железнодорожным магистралям, строительство которых планируется в России, составит от 1 до 10 рублей за километр пути в зависимости от класса вагона, сообщил президент РЖД Владимир Якунин в понедельник на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России у президента Владимира Путина.
По его словам, такой расчет сделан исходя из данных по тарифной политике в высокоскоростном дорожном движении зарубежных стран. Якунин добавил, что цена на проезд должна формироваться с учетом покупательской способности населения и быть конкурентной с другими видами транспорта.
Тему цен на проезд по ВСМ первым поднял на совещании президент РФ. Он сказал, что стоимость билета должна быть приемлемой для большинства граждан.
В Казань за 800 рублей за 3,5 часа
Сейчас в РФ нет высокоскоростных железнодорожных магистралей. Ранее в качестве пилотных проектов назывались направления Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург. Однако в апреле первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщил журналистам, что, скорее всего, первым проектом по созданию ВСМ в России станет Москва — Казань. Министр транспорта Максим Соколов сообщил журналистам, что если проектную документацию ВСМ Москва-Казань начнут разрабатывать в этом году, то теоретически можно успеть с реализацией этого проекта к Чемпионату мира по футболу к 2018 году.
Длина маршрута ВСМ Москва-Казань, как предполагается, составит 803 километра. Исходя из цифр, представленных Якуниным, проезд по высокоскоростной магистрали может составить минимум 803 рубля — максимум 8,030 тысячи рублей. Время в пути, как сообщалось, сократится до 3,5 часа.
Сейчас от Москвы до Казани можно доехать на поезде примерно за 11 с половиной часов. Возьмем для примера цену билета на поезд № 098Х, который отправляется во вторник в 22.16 мск. Люкс в нем стоит 6,084 тысячи рублей, купе — 3,043 тысячи рублей, сидячий — 736 рублей. При этом ехать в поезде 11 часов 54 минуты.
Сколько стоит
Якунин сообщил, что общая стоимость строительства ВСМ Москва-Казань оценивается в 928 миллиардов рублей, из них 650 миллиардов рублей — государственный грант. На этапе эксплуатации этому проекту понадобится государственная субсидия в объеме еще 315 миллиардов рублей. По словам Якунина, если привлечь для реализации проекта средства Фонда национального благосостояния, то объем бюджетного финансирования может быть снижен до 371 миллиарда рублей с 650 миллиардов.
Оптимальной схемой финансирования проекта Якунин назвал государственно-частное партнерство, при которой 70% обеспечивает государство за счет вложений в инфраструктуру, 30% — частный бизнес за счет вложения в поезда и обустройство сопутствующей инфраструктуры.
Государство, по его словам, за счет экономического эффекта от реализации проекта получит чистый доход в размере 5,3 триллиона рублей, российский бизнес получит заказ на строительную продукцию в объеме более 270 миллиардов рублей и до 100 миллиардов рублей заказов на технику и обустройство линии. Путин ранее отметил, что приоритет при заключении контрактов на строительство железнодорожных путей должен отдаваться российским подрядчикам. Глава государства отметил, что, конечно, без партнеров на востоке и на западе от России не обойтись.
Налоговые льготы
Якунин также поднял вопрос о налоговых льготах. По его словам, финансовая модель ВСМ может быть существенно улучшена за счет налогового стимулирования, которое позволит снизить налоговую нагрузку, повысить рентабельность и сократить размер госсубсидирования.
В частности, он предложил предоставить линиям ВСМ льготы по налогу на имущество, освободить от налога на прибыль организаций государственные средства, выделяемые для строительства таких магистралей и установить нулевую ставку НДС в отношении услуг аренды и использования инфраструктуры ВСМ.
Другие пути
Помимо маршрута Москва-Казань, президент РФ в качестве другого возможного проекта назвал Москва — Ростов-на-Дону — Адлер, когда время в пути сократится до восьми часов. При этом Путин добавил, что если в случае с ВСМ Москва-Казань речь идет о круглогодичной востребованности, то во втором — о сезонной.
«Дочка» РЖД — «Скоростные магистрали» — в начале этого года объявляла открытый конкурс на разработку в 2013 году обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. В документах она была названа ВСМ Центр — Юг. Согласно материалам, протяженность магистрали составляет 1,629 тысячи километра с российской колеей 1,52 метра, скорость движения пассажирских поездов — до 400 километров в час, скорость движения контейнерных и специальных поездов — до 200 километров в час.
Источник: новости@mail.ru.