На недавнем заседании горсовета депутаты единогласно высказались за то, что минимальное расстояние до границ прилегающих территорий к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта от объектов продажи алкогольной продукции должно составлять 100 метров. Я категорически против продажи алкоголя несовершеннолетним и против того, чтобы дети видели взрослых, распивающих спиртное на территориях детских садов и школ. Но при этом на рассмотрение депутатского корпуса я выносил в проекте не 100, а 20 метров – расстояние до границ торговых точек, где продается спиртное до учреждений образования, культуры и здравоохранения. При этом я учитывал действующее в России законодательство, категорически запрещающее продажу и употребление алкоголя несовершеннолетними, независимо от местонахождения торговой точки. И существующая в России практика показывает, что в целом этот запрет соблюдается, а если и есть нарушения — то это означает лишь то, что правоохранительным органам есть над чем работать.
Тема определения границ на поверку оказалась более сложной, чем можно себе это представить. Депутаты высказали свое мнение. Согласно существующей процедуре я, как глава города, должен поставить точку и подписать либо отклонить принятое ими решение. Я принял ответственное и взвешенное решение для себя и, воспользовавшись данным мне правом, наложил вето на его исполнение.
Считаю необходимым объяснить свое решение жителям города. Я не снимаю с себя ответственности за то, что не принял позицию депутатов городского совета. Я со всей ответственностью заявляю, что в Орске нет, и никогда не было алкогольного лобби, как это пытаются трактовать некоторые наши общественные деятели и правозащитники. Я разделяю тревогу общественников и депутатов по поводу чрезмерного увлечения молодежью спиртными напитками и наркотиками. Но вместе с тем я заявляю, что установление 100, 50, 30-ти метрового расстояния до школы или училища от торговой точки не остановит алкоголизацию молодежи, зато породит целый клубок новых проблем.
У нас уже есть вопросы к торговле казахстанской водкой.
В письме на имя председателя горсовета Леонида Березняка я пояснил, почему категорически не поддерживаю мнение депутатов. Ведение нормы удаленности в размере 100 метров приведет к ломке сформировавшейся сети организации торговли и общественного питания, переделу рынка собственности и недвижимости, к закрытию продовольственных магазинов, кафе и клубов, попадающих под «стометровку».
Количество продаваемого и выпиваемого алкоголя при этом не сократится. Поскольку закрытие коснется в первую очередь именно легальных и давно работающих торговых предприятий, торгующих спиртным и расположенных в центре и на окраинах города, процесс просто выйдет в нелегальную плоскость.
Но самое главное при этом — люди. Я болею за тех, кто потеряет работу — а это 474 работника предприятий торговли. Или 37 процентов из общей численности тех, кто сегодня трудится в сфере торговли и общественного питания.
На территории города сегодня осуществляют деятельность 291 продовольственный магазин и 55 магазинов смешанного типа, а также 167 объектов общественного питания, 30 летних кафе. Все эти объекты реализуют алкогольную продукцию, в том числе и пиво. Треть из них попадет под закрытие после принятия решения о 100 метрах.
Бюджет города недополучит доход в виде налога на доходы физических лиц, а это именно тот налог, который остается в городской казне, и как следствие — возрастет социальная напряженность. В Орске и без того есть проблемы с достаточным количеством рабочих мест.
Еще один существенный момент. Претерпит кардинальные изменения рынок собственности, возрастет арендная плата в тех местах, где будет «можно», и в этом я вижу только стимуляцию «нездоровой конкуренции».
Сегодня истекают 10 дней, данные мне законом для принятий решения — ставить подпись или нет. Я решение принял. Теперь все в руках депутатов, которые получили возможность еще раз взвесить все «за» и «против» для того, чтобы проект о «стометровке» не вошел в историю города, как скандальный или популистский. Я надеюсь, что будет принято во внимание и существующий опыт других муниципалитетов и тот фактор, что в законе об определении границ розничной продажи алкоголя отчетливо читается принцип о его дифференциальном толковании. Поэтому я, отклонив решение депутатского корпуса последнего майского горсовета, подразумеваю то, что решение это будет принято. Но будет принято с изменениями ранее предложенных границ.