На последнем городском Совете депутаты сняли с себя полномочия по формированию тарифов на платные медицинские услуги. Напоминать читателям «ОВ» о том, что в поликлиниках и стационарах города на бесплатную помощь можно только надеяться, но не стоит. Впрочем, цены на платные услуги до сего момента принимались путем голосования народных избранников. То есть существовала хотя бы видимость общественного контроля. Городские больницы не имели права повышать стоимость тех или иных услуг выше принятой депутатами планки. Но ситуация изменилась.
Без денег никуда
А началось все с того, что в прошлом году был принят федеральный закон, по которому полномочия формировать тарифы были переданы другим лицам. Как пояснил начальник горздрава Орска Валерий Антоненко, теперь этим будут заниматься главврачи больниц и поликлиник как руководители автономных учреждений. В федеральном законе говорится о том, что контролировать процесс тарифообразования в медицине будет учредитель больниц — Министерство здравоохранения области. К чему это может привести, остается только догадываться...
У проблемы платной медицины две стороны. С одной, она вызывает исключительный негатив со стороны жителей страны, где Конституция декларирует бесплатную медицину. С другой, именно за счет этих денег зарабатывают врачи и, если смотреть шире, больницы.
Напомним, что сегодня зарплата врачей, медсестер и санитаров формируется из двух источников. Основная часть идет из Фонда медицинского страхования, куда поступают обязательные платежи населения. Для каждого конкретного врача она зависит от количества оказанных услуг. Вторую часть составляет предоставление платной медицинской помощи. На ее размеры влияет как объем оказания этих услуг, так и их стоимость для населения. А это значит, что повышение тарифов на платные медуслуги может влиять на увеличение доходов медработников, которые их оказывают.
Последний раз тарифы принимались депутатами в 2010 году. За три года много воды утекло. Жизнь дорожала с каждым днем. А зарплаты медиков по-прежнему невысоки. К примеру, начинающий дипломированный специалист придет работать на ставку в пять тысяч рублей. О доходах среднего звена медперсонала и говорить не стоит. Явно напрашивается вопрос о повышении зарплаты хотя бы самым отстающим. Из каких средств? Тут, наверное, два выхода: либо увеличивая отчисления в ФОМС с зарплат работающего населения, либо увеличивая стоимость платных услуг.
И тут конкуренция
Каждое медицинское учреждение предоставляет населению самые разнообразные услуги: как имеющиеся в других, так и специфические. Если посмотреть прайс-лист одной из городских больниц, можно заметить серьезный разбег цен. Одна инъекция стоит от 17 рублей до 40. Как правило, назначается комплекс уколов. Проведение ультразвукового исследования — от 350 до 1150 рублей в зависимости от обследуемого органа. Прием терапевта — 72 рубля.
Компьютерно-томографическое исследование — одно из самых дорогих, его стоимость 2,4-6,2 тысячи рублей. Цены на услуги в зависимости от сложности и затратности колеблются от 17 рублей до 9 тысяч.
Предположим, что стоимость медуслуг, присущих всем клиникам города, может возрасти, но ненамного. Ведь здесь есть элемент конкуренции. Пациент, которому припекло, обратится туда, где лечение дешевле. Но в горбольницах имеется и специфическое оборудование, соответствующее профилю и доставшееся бесплатно. К примеру, кабинеты томографии являются монополистами, так как проводят исследования каждый по своей специфике. И как в данном случае контролировать рост тарифов на такие услуги? Кто будет устанавливать «потолок» аппетитам?
Платных услуг должно стать меньше
— Я бы хотел высказаться по поводу платности медицинских услуг, — заявил на последнем заседании Общественной палаты Владимир Силаев. — Это всегда вызывало много вопросов и недовольства со стороны горожан. Особенно тех, кто не в состоянии оплатить эти услуги — малообеспеченных слоев населения. Сегодня существует программа государственных гарантий, которая дает возможность получать медицинские услуги на бесплатной основе. По идее, было бы неплохо полностью разграничить платную медицину и бесплатную и перевести ряд городских поликлиник и больниц на полное государственное обеспечение.
По словам главного врача горбольницы № 4 Владимира Когана, у нас никогда не было такого понятия, как бесплатная медицина. И с Коганом нельзя не согласиться. Медицина всегда существовала на налоги рядовых граждан. Но только теперь нам приходится за часть медицинских услуг платить дважды. В первый раз — в виде налогов государству и социальных выплат в Фонд медицинского страхования, а во второй — напрямую в кассу городской больницы. А порой еще и в виде презента врачу.
— По новым правилам принятие тарифов на платные медуслуги в обязательном порядке будет согласовываться с министерством здравоохранения Оренбуржья, чтобы цены не превышали социально рассчитанные параметры, — комментирует «Орскому вестнику» заместитель министра здравоохранения области по организации лечебно-профилактической помощи населению Юлия Балтенко. — Любой руководитель больницы не должен бесконтрольно, без экономического обоснования формировать тарифы. Задача министерства здравоохранения области — найти золотую середину, чтобы платные услуги были выгодны медицинскому учреждению и отвечали объективному критерию их формирования. Более того, я хочу заметить, что платные медицинские услуги в государственной системе здравоохранения постепенно будут занимать все меньше и меньше места. Главной задачей для лечебных учреждений было и остается выполнение государственных гарантий, предоставление медицинских услуг. В той части, где это не предусмотрено, к примеру, при прохождении комиссий на владение оружием или вождение автотранспортом, проведении экспертиз, — это должно остаться платным.
Вопрос цены
По мнению главного врача ГБ № 4 Владимира Когана, никакой паники по поводу того, что расценки на платные медицинские услуги будут устанавливать главврачи больниц, нет и быть не может. Ни одно учреждение не начнет взвинчивать цены, потому что это экономически невыгодно. И в подтверждение тому есть несколько факторов.
— В среднем в Орске стоимость платной медуслуги в полтора раза ниже, чем в стране и даже области. То есть ФОМС оценивает их дороже, — объясняет Владимир Ильич. — С чем это связано? С тем, что в Орске население не настолько платежеспособно, чтобы давать за медуслуги соответствующую цену. И не один главврач не будет утверждать ту или иную сумму без экономического обоснования. Допустим, например, УЗИ стоит 100 рублей. Врач, который оказывает данную платную услугу, может отказаться, потому что получит меньше того врача, который оказывает эту же услугу бесплатно и которому ФОМС заплатит больше. Поднять цену на УЗИ до 800 рублей — значит вовсе потерять платных пациентов. В общем, в этом вопросе нужен адекватный подход.
По мнению многих медиков, монополии в ценовой политике городских больниц быть не может. У каждого своя специфика, и вряд ли главврачи больниц будут собираться на кворумы, чтобы договориться о единой цене на ту или иную платную услугу.
В то же время, как утверждает Владимир Коган, в Орске необходимо развивать рынок платных медицинских услуг. И делать это нужно в рамках закона. Сегодняшняя картина такова: большинство пациентов платят медикам черными деньгами. Это никакая не платная медицина, а теневой рынок, где никто никаких гарантий не дает.
— В прошлом году наша больница заработала на оказании платных медицинских услуг около 24 миллионов рублей, — приводит пример Владимир Ильич. — Какая-то другая больница — порядка 13-14 миллионов. Такой разбег в цифрах не говорит о том, что в нашей больнице пациенты платят больше или что в другой больнице меньше пользуются такими услугами. Здесь вопрос в законности. У нас есть три кассира, которые принимают деньги за платные услуги и официально проводят их через бухгалтерию. В случае каких-то проблем пациент может обратиться с жалобой. На теневом же рынке платных медуслуг никто гарантии не дает. А развивать рынок платных услуг нужно по нескольким причинам. Во-первых, если пациентам необходима консультация узкого специалиста, которого в Орске нет. Мы можем пригласить такого врача со стороны. И человеку будет намного дешевле получить платную консультацию в Орске, чем ехать в другой город или даже область. Во-вторых, если человек хочет комфорта и у него есть деньги, почему ему не предоставить такую услугу? Если он хочет лежать не в общей, а в отдельной палате — пожалуйста, только заплати. В платных медицинских услугах главное, чтобы человек понимал, за что он отдает деньги. А сегодня чаще всего получается, что пациент, давая круглую сумму на руки, платит за то, что должно ему оказываться бесплатно. Строить адекватную и прозрачную политику оказания платных медуслуг должен каждый руководитель. Ведь от этого напрямую зависит и количество пациентов, и заработная плата врачей. Не скрою, в нашей больнице самая высокая заработная плата у врачей по области.
У страховщиков свои интересы
Региональная программа государственных гарантий, по компетентному мнению большинства врачей, покрывает лишь 80 процентов затрат на лечение больных. А это значит, что из пяти пациентов один будет платный. Растягивать деньги на всех пятерых — значит, пострадает качество оказываемых услуг. И как бы нам ни хотелось, бесплатной медицины нет. Как, собственно, еще нет и в более богатых и развитых странах. В тех же США, попади вы в больницу, первое, что у вас спросят, — номер страховки. Нет ее — в лучшем случае окажут экстренную помощь. И все.
В России за трудоспособное население платит работодатель, за пенсионеров, инвалидов и детей — государство. Средства перечисляются в Фонд обязательного медицинского страхования, который впоследствии занимается оплатой наших походов к врачам, лечения в стационарах. Без этих денег не будет у нас вообще никакой медицины. Даже условно бесплатно.
Сегодня многие страховые компании стараются всячески избежать оплаты по счетам. Придираются к документам, а затем штрафуют больницы на солидные суммы. Как это делается? А очень просто. Та или иная страховая компания присылает в лечебное учреждение экспертов, которые проводят проверку. Берут истории болезни пациентов и ищут ошибки. Не то лекарство было прописано, не на том месте запятая стоит и т.д. И за каждое нарушение — штрафные санкции. В некоторых случаях они могут достигать до 500 процентов!
— В 2012 году после проверки нашу больницу оштрафовали, общая сумма составила более 7 миллионов рублей, — вспоминает Владимир Коган. — В итоге нам за лечение должны были перечислить одну сумму, но после выявленных нарушений перечислили другую — меньшую, за вычетом штрафов. Мы обратились в суд. И выиграли. Сначала в Оренбурге, потом в арбитражном суде в Челябинске. Приговор вступил в законную силу, и более 6 миллионов рублей нам уже вернули. Для любой больницы недополучить такие деньги — это огромная проблема. На что тогда лечить больных? За счет каких средств выплачивать заработную плату? Расходов много, а источники доходов можно по пальцам пересчитать. Отмечу, что это первое в России судебное разбирательство городской больницы со страховыми компаниями. Аналогичных случаев пока нет. Однако слышал, что многие больницы Оренбурга уже хотят последовать нашему примеру.
Платить или не платить деньги за посещение врача — добровольное решение каждого пациента. Другой вопрос — как предоставляется эта платная услуга. Отдавать ли деньги за талончик на УЗИ, чтобы попасть на исследование завтра, а не через два месяца, когда воспаленные почки отвалятся, — вопрос риторический. Проблема лишь в том, что четкой градации, где заканчивается бесплатное и начинается платное, так пока и нет.
Татьяна Бородина.
Источник: «Орский вестник».