На днях Бутырский суд Москвы приговорил к пяти годам условно бывшего заместителя префекта СевероВосточного административного округа Москвы Иосифа Рейханова за хищение 376 миллионов рублей. Собственно, на этой фразе разговор о масштабах коррупции в России можно было бы и закончить. И так всё ясно. Следственная волокита, разбирательства и следующие за ними приговоры суда в отношении коррупционеров для большинства россиян служат не столько уроком, сколько инструкцией к действию: хочешь воровать – воруй столько, сколько хватит, чтобы тебя не посадили. В то же время в ныне преуспевающем Китае бывшего министра железных дорог за казнокрадство приговорили к смертной казни. И снова комментарии излишни.
Честное слово, временами испытываю даже какую-то гордость за свою страну. Ведь такого, как у нас, нигде в мире больше не существует. Все эти западные аналитики, измеряющие уровень коррупции в различных странах, просто приходят в ступор, когда им приходится сталкиваться с российской действительностью. Для них коррупция начинается и заканчивается там, где одно заинтересованное лицо даёт взятку другому должностному лицу, в силах которого выполнить ряд действий в отношении реализации интересов первого. Простая и классическая схема. В России всё гораздо сложнее.
Нет смысла окунаться в далёкое прошлое патриархальной Руси, когда литературные классики характеризовали весь государственный уклад одним словом: «Воруют!». В укладе с тех пор мало что изменилось, разве только масштабы и методы.
Новейшая история российской коррупции поистине уникальна. В 90-е годы из бизнеса она активно полезла в государственные структуры, дабы контролировать власть, направлять её в нужное для бизнеса русло. Ну, а бизнес и во власти остаётся, как ни крути, бизнесом. Потому-то уже в середине нулевых вполне огосударствленный коррумпированный бизнес, подкреплённый нужными ему законами и управляющий всеми возможными силовыми структурами, начинает захват другого бизнеса. На плаву остаются те, кто умеет вертеться, кто имеет большие деньги и большие связи. Мелкая предпринимательская рыбёшка барахтается на мели, и чтобы выжить, вынуждена участвовать в коррупционных процессах, давать взятки, откаты, бесплатно оказывать какие-либо услуги государственным мужам. Всё это происходит под весьма благовидными предлогами: благотворительность, экономическое партнёрство, социальная поддержка и так далее. Власть, по сути, вымогает деньги у бизнеса. И те государственные структуры, которые изначально созданы для того чтобы заниматься поддержкой начинающих предпринимателей, становятся для них своего рода рэкетирами, работающими по принципу «делись с нами – и делай, что хочешь». Какая уж тут, к чёрту, поддержка! Не мешал бы никто!
Кстати, вымогательство взятки – одна из отличительных черт российской коррупции. Вымогают все и у всех. На самом примитивном уровне это выглядит примерно так. Заведующие детскими садами требуют от родителей дошколят за возможность пристроить свое чадо под опеку воспитателей некий вступительный взнос. В Орске он варьируется в пределах 10 тысяч рублей. Директора школ требуют от родителей деньги на новые учебники, новые парты. Врачи поликлиник за возможность попасть к ним, минуя долгую нелепую очередь, берут с «прихожан» по 200 рублей. Без всяких подписей и росписей, прямиком в ящик стола. Нам словно прямым текстом говорят: «У нас же везде коррупция! Таковы реалии нашей жизни. Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!». И заведующих детсадами, и директоров школ, и врачей за нарушение ПДД останавливают инспекторы ГИБДД и предлагают отстегнуть половинку положенного штрафа без всяких протоколов. Потом инспекторы ГИБДД ведут своих детей в детские сады, школы, поликлиники – и всё повторяется. Получается своеобразный круговорот денег. Вся несмолкаемая шумиха относительно борьбы с коррупцией сегодня представляется не чем иным, как только лишь популистским лозунгом. Только дурак нынче, избираясь во власть, не твердит о необходимости искоренить это зло. Однако методы, которые применяются по отношению к коррупционерам, уже ничего кроме саркастической улыбки не вызывают. И все нынешние депутаты, главы городов, губернаторы всякий раз, когда подходит время переизбираться, всё более напоминают шепелявую лошадь из анекдота: «Ну не шмогла я, мужик! Не шмогла!»
Чиновников обязали показывать свои доходы. Ну, показали. Что дальше-то? Скоро обяжут показывать и расходы. Ну, покажут. И почему-то мне кажется, что даже если и будут выявлены у кого-либо колоссальные нестыковки между доходами и расходами, ничего не произойдёт.
В недрах Госдумы готовится законопроект, запрещающий близким родственникам чиновников работать в государственных структурах. Ну, это уже, позвольте заметить, полный маразм, нарушающий статьи Конституции РФ. А впрочем...
А впрочем, если уж действительно бороться с коррупцией, то нужно эту Конституцию переписывать. А вместе с нею переписывать и Уголовный и Административный кодексы. Наплевать на все нормы общественной морали и нравственности и, если не вернуть смертную казнь, хотя бы возродить старинный ритуал наказания за воровство – отрубание руки. А то что же получается. Этот педофил, потому что поддерживает девочек за попу во время прыжка через козла. «Распять его! Распять!». А этот украл четверть миллиарда у тех же детей. «Пожурить его. Дать условный срок и перевести на другую, менее «оплачиваемую» должность. Хватит ему. Пусть другие поворуют».
Ну и дикарями же мы будем выглядеть в глазах мирового сообщества. А с другой стороны, о какой морали и нравственности может идти речь по отношению к людям, обворовывающим собственный народ.
Леопольд Ефименко.
Источник: «Орский вестник»