Неоднократное обращение автовладельцев, владельцев шиномонтажных мастерских и шинных центров побудило меня как сертифицированного шинного эксперта написать эту статью.
В нашем регионе в продаже появилась так называемая «б/у шина из Европы», которая не всегда отвечает заявленному качеству. Автовладельцы в погоне за дешевизной в итоге зря тратят деньги, потому что в результате сильного износа эти шины плохо балансируются при динамической балансировке, машина «рыскает» при движении по ровной дороге, даже после компьютерной проверки «сход-развала».
Между тем, срок службы шины начинается не с момента эксплуатации, а с момента изготовления: старение резины происходит независимо от того, находится ли шина в эксплуатации или лежит на складе. Учитывая, что большая часть ввозимых шин собирается на свалках, где эти шины подвергались воздействию прямых солнечных лучей в течение нескольких лет, этот фактор никак нельзя игнорировать. Европейские автовдадельцы не ждут, когда шины полностью выработают свой ресурс, меняют их раньше. А вместо дорогостоящей и вредной для экологии утилизации, западные коммерсанты приспособились продавать использованные покрышки российским предпринимателям. В результате получается двойная выгода: материальная (компании, занимающиеся данным бизнесом, получают от правительства специальные субсидии) и моральная (ими не загрязняют свою территорию). Положительно выглядит у шин б/у только цена. Но что стоит за этой дешевизной? Вроде бы продавец делает «доброе дело», обеспечивая рынок недорогими (правда, поношенными и без гарантий), «импортными шинами». А откуда «импортируют» эти шины в Россию?
Так вот, поставляют их в Россию прямо со свалок Европы и Азии. Конечно, это не наши свалки, все гораздо цивилизованнее и аккуратнее. Но суть — та же. В нашей стране в категории «б/у» продаются колеса, признанные непригодными к эксплуатации в какой-либо другой стране. Вот их и привозят «добрые» торговцы-старьевщики. Представьте себе, как радуются таможенники и «ответственные работники» этих свалок, когда с территории их страны «сумасшедшие» русские вывозят мусор! Покупается «свалочное» колесо недорого, 1-2 доллара за штуку. Грех больше брать — мусор ведь...
По разным оценкам, прибыль продавца автошин б/у составляет от 50 до 100%. Но почему-то автошина б/у, имеющая износ 50%, продается сегодня по цене 70-80% от стоимости совершенно новой. Наверное, это тоже «особенности национальной торговли». Поэтому каждый, кто решает проблему приобретения шин, должен сам ответить на главный вопрос: быть или не быть? Дешевизна или безопасность? Качество и гарантии новых шин или риск и неопределенность отработавших свое автошин б/у?
Вот пример характерного обращения автовладельца с претензией о разрыве шины и ответ эксперта: «В результате проведённой экспертизы было обнаружено сквозное разрушение на участке размером 135 мм длину и 0.8 мм в ширину, указанное разрушение имеет вид радиального разрушения, отделённые друг от друга вследствие разрушений поверхности, частично имеют неровные края. Внешних механических повреждений в плечевой зоне протектора не обнаружено. Было выявлено, что разрушение произошло вследствие длительной эксплуатации шины в условиях не отрегулированной подвески (неравномерный износ), а также физической усталости конструкции шины в процессе длительной эксплуатации (малая остаточная высота рисунка протектора 0,2 мм; давний срок изготовления шины — январь 2009 года, состояние поверхности резины – явные признаки её физического старения)».
Олег Дюкарев — судебный эксперт:
«Боюсь, однозначного ответа на вопрос для других автовладельцев, брать или не брать, я не дам. В пользу покупки говорит ее европейское качество — даже хоженые образцы порой превосходят новейшие изделия родных заводов. Может быть, и оправданно ставить такие шины на транспортные средства, которые не могут по техническим характеристикам развивать более 60 км в час, например, старенькие «Жигули» при поездках в сад-огород. Ведь очень соблазнительна дешевизна — в среднем около 50% от цены новой. Но срок будущей службы напрямую не связан с остаточной глубиной протектора — все зависит от условий эксплуатации. Неизвестно, сколько раз в прошлой жизни шина притерлась к бордюру или протряслась по трамвайным путям, с какой скоростью «летали» они по автобанам Европы или Японии и с какой нагрузкой. А, возможно, эти шины сняты уже с аварийных авто, в которых пострадали люди! С возрастом стареют эксплуатационные характеристики.»
Представьте на минуту, что вы иностранец, и используете изношенные шины. Посмотрев маркировку на колесах вашего автомобиля, специалисты сервисных центров после выработки ресурса автошин начнут все настойчивее рекомендовать вам «переобуться». И, скорее всего, вы согласитесь, потому что, если вы «влипнете» в ДТП и ситуация будет спорной, вопрос вряд ли решиться в вашу пользу — вы ездите на «просроченных» шинах… А это значит: прощай страховка, плати за все сам!
В нашей стране, как правило, при расследовании автокатастроф практически не учитывается состояние автошин и дорожного покрытия. И появляется дежурная фраза в сводках ГИБДД — «Не справился с управлением и допустил столкновение». Хотя все эксперты знают, что одной из многих основных причин ДТП как раз и является состояние шин. На свой автомобиль, однозначно, б/у шины неизвестного происхождения я не поставлю!
Сергей Ильменев, эксперт по проведению работ для определения причин выхода шин из эксплуатации, свид. № 090907 от 18.09.2009 г.