Минздрав России подготовил и вынес на общественное обсуждение проект Федерального закона, предусматривающего административную ответственность за нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака". Разработчики Проекта также предлагают повысить ставки акцизов на всю табачную продукцию.
Согласно ст. 23 Закона № 15-ФЗ за несоблюдение указанного Закона устанавливается, в частности, административная ответственность. Но в настоящее время в Кодекс РФ об административных правонарушениях не внесены соответствующие изменения и за совершение ряда запрещенных данным Законом действий наказание не предусмотрено.
Большая часть предлагаемых Минздравом России поправок касается ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предлагается установить ответственность за нарушение правил реализации табака и табачных изделий, за рекламу и спонсорство табака, демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции.
Отметим, что в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится еще один проект Федерального закона № 222563-6, согласно которому также предлагается ввести ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака (далее - Законопроект № 222563-6). Данный документ был принят Госдумой 3 июля 2013 г. во втором чтении.
Отдельные положения Проекта и Законопроекта № 222563-6 совпадают, однако Проект предусматривает больше составов административных правонарушений и более строгие санкции за некоторые из них.
Ответственность владельцев мест, в которых запрещено курение табака
Согласно Закону № 15-ФЗ вводятся новые ограничения в отношении курения табака в отдельных местах. Так, в соответствии с указанным Законом с 1 июня 2014 г. будет запрещено курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного питания, в поездах дальнего следования и др.Разработчики Проекта предлагают ввести ответственность за данное правонарушение также для организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно Проекту к гражданам будут применяться санкции за курение в запрещенных местах, а к юридическим лицам и предпринимателям - за неосуществление контроля соблюдения норм, запрещающих курение в местах, которые указанные лица используют для осуществления деятельности. За совершение данного правонарушения для юрлиц и индивидуальных предпринимателей предлагается установить наказание в виде штрафа от 50 до 80 тыс. руб., а за повторное нарушение в течение года - в виде штрафа от 80 до 100 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Ответственность за нарушение правил торговли табачной продукцией и табачными изделиями
Проект предусматривает два состава правонарушений, связанных с несоблюдением правил в сфере торговли табачной продукцией (изделиями):- продажа табачной продукции (изделий) несовершеннолетнему. За совершение данного деяния для индивидуальных предпринимателей предлагается установить штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, а для юридических лиц - штраф в размере от 100 до 150 тыс. руб. с конфискацией или без нее;
- нарушение иных правил продажи табачной продукции (изделий). За это планируется ввести штраф с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Сумма штрафа может составить от 30 до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 70 тыс. руб. для юрлиц.
В соответствии с Проектом за нарушение правил торговли табачными изделиями (продукцией) предлагается ввести более жесткие меры, чем предусмотренные в Законопроекте № 222563-6. Законопроект № 222563-6 не содержит положений о конфискации предмета правонарушения. Также согласно Законопроекту № 222563-6 максимальные суммы штрафов для юридических лиц в основном меньше минимальных размеров, указанных в Проекте.
Спонсорство табака
В соответствии с Проектом штраф за спонсорство табака рассчитывается исходя из размера спонсорского вклада и составляет для юридических лиц двукратную сумму вклада с его конфискацией.В Проекте раскрывается понятие "спонсорский вклад". Таким вкладом признается любой предмет (в том числе денежные средства), вложенный в событие, мероприятие или лицо, если целью или результатом данного вложения является стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления табака.
В Законопроекте № 222563-6 штраф за спонсорство табака предлагается установить в твердой сумме. Так, с юридических лиц планируется взыскивать 80 - 150 тыс. руб.
Демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака
Ответственность за нарушение данных норм предусматривается только Проектом, в Законопроекте №222563-6 положения о ее введении отсутствуют. Согласно Проекту в отношении юридических лиц, совершивших указанное правонарушение, планируется ввести наказание в виде штрафа от 80 до 100 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Независимо от того, для кого предназначены создаваемые аудиовизуальные произведения - для детей или взрослых, предлагается установить одинаковые санкции.Частью 3 ст. 16 Закона № 15-ФЗ установлено еще одно требование к показу аудиовизуальных произведений, содержащих демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака. Вещатель или организатор показа должен обеспечить размещение социальной рекламы о вреде потребления табака перед началом или во время демонстрации такого произведения (программы). Указанная норма начнет применяться с 1 июня 2014 г.
Ответственность за несоблюдение требования о демонстрации социальной рекламы предусматривают оба комментируемых документа. В Законопроекте № 222563-6 предлагается за нарушение данного правила ввести штраф, размер которого для юридических лиц составит от 100 до 200 тыс. руб. Проект предусматривает более высокие штрафы. В частности, с юридических лиц предлагается взыскивать от 100 до 500 тыс. руб.
Источник: clj.ru.