Как выяснил «Ъ», вступление в силу поправок к закону о безопасности дорожного движения в ноябре 2013 года, скорее всего, будет сорвано. Они предусматривают выдачу прав новых водительских категорий. Однако из-за ведомственных разногласий до сих пор не приняты программы обучения будущих водителей и другие необходимые нормативные акты. По предварительным подсчетам, раньше 2014 года новые удостоверения, к примеру, для вождения скутеров, получить не удастся. В автошколах говорят, что медлительность чиновников может сорвать не только будущий, но и текущий образовательный процесс.
Вступление в силу новой редакции закона «О безопасности дорожного движения» оказалось под угрозой срыва из-за конфликта между Минтрансом и Минобрнауки. Напомним, речь идет о поправках, которые с 5 ноября вводят в обиход 16 категорий и подкатегорий водительских удостоверений. В частности, категория М появится для желающих водить скутер, А1 — для управления легким мотоциклом (объем двигателя — до 125 куб. см), B1 — для управления квадроциклом. Правительство РФ должно распределить между ведомствами полномочия по разработке программ обучения. Однако единой позиции по этому вопросу до сих пор нет.
К примеру, как следует из письма за подписью замминистра транспорта Николая Асаула, Минтранс хочет контролировать лишь обучение водителей-профессионалов. К ним чиновники относят водителей грузовиков, автобусов, трамваев и троллейбусов. В ведомстве подчеркивают, что помимо общих знаний ПДД водители-профессионалы должны знать международное законодательство о перевозке грузов, основы безопасной перевозки грузов и пассажиров.
Подготовкой остальных водителей, как считают в Минтрансе, должно заниматься Минобрнауки. Однако в образовательном ведомстве подчеркивают, что действующее законодательств не делит водителей на любителей и профессионалов. «Целесообразно полномочия по разработке и утверждению примерных программ закрепить за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта»,— считает замминистра образования Александра Климова.
Разногласия между ведомствами привели к тому, что необходимые для запуска реформы нормативные акты не готовы. Таким образом, автошколы не могут получить лицензию для работы по новым стандартам. Собственные документы должны принять МВД и Минтруд. Уже сейчас ясно, что 5 ноября граждане не смогут получить права новых категорий: на подготовку всей документации уйдет четыре-пять месяцев, то есть до января—февраля 2014 года. В Белом доме планируют, что до тех пор будут действовать старые правила, предполагающие обучение и прием экзаменов по существующим категориям A, B, C, D и Е. Впрочем, и эта норма пока не закреплена: она содержится лишь в проекте постановления правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами». «Отсутствие необходимых документов приведет к невозможности обучения водителей в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства»,— заявила «Ъ» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Напомним, что наиболее революционное нововведение вступающего в силу закона — права на вождение мопедов и скутеров. По оценкам ГИБДД, число ДТП с участием этих транспортных средств выросло за прошедшие восемь лет в десять раз, в 8-10% случаев водители были пьяны. Согласно закону, водители, которые уже имеют права любой категории, автоматически получат право водить и мопед. Остальным придется сдавать теоретический и практический экзамены.
По действующему КоАП РФ максимальный штраф за любое нарушение ПДД (включая и вождение без прав), который можно применить к владельцу скутера,— 1,5 тыс. руб. По данным «Ъ», ГИБДД уже планирует ужесточить эти санкции. Ведомство готовит поправки, согласно которым владельца скутера можно будет наказать, как и остальных водителей. К примеру, за управление мопедом без прав — штраф до 15 тыс. руб. Если водитель при этом находится в пьяном виде, ему грозит административный арест до 15 суток. Впрочем, когда эти нормы вступят в силу, пока неясно: в Госдуму они пока не внесены.
«Вышло как обычно — европейские нормы приняли, а инфраструктуру под это не придумали,— считает первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Я был изначально против введения прав для скутеристов, потому что это спровоцирует еще больше аварийных ситуаций. У подростков теперь будет новый вид развлечений — уйти от гаишника, который пытается проверить права, да еще и на камеру все это снять».
Иван Ъ-Буранов.
Источник: новости@mail.ru.