Во времена моего детства, когда магнитофон в очередной раз зажевывал старенькую плёнку, я, как и все дети того времени, аккуратно доставала кассету и с помощью нехитрых движений авторучкой заматывала плёнку обратно. Ещё боролись с помехами, ударяя кулаком по телевизору, ловили радиоволны, бегая с магнитофоном по дому, и продлевали жизнь тетрису, кусая пальчиковые батарейки. Это был прогресс. Кто-то принимал его, кто-то противился: «Вы совсем с этими телевизорами отупеете! В наше время такого не было!». Всё правильно – конечно, не было, но вопреки сомнительным прогнозам мы в большинстве своём выросли полноценными людьми. И теперь охаем и ахаем над современными детьми, пропадающими в Интернете, и ставим свои диагнозы.
Прогноз или диагноз?
Пятилетний сын Светланы начал интересоваться телевизором и компьютером ещё до своего первого дня рождения. Яркие картинки, музыка, мультфильмы, развлекательные программы просты и понятны, в управлении тоже ничего сложного. Но могут быть компьютерные технологии интересны для детей только играми и стоит ли вообще приучать их к столь спорному досугу?
– Максиму ещё не было года, когда я заметила, что он, не отрываясь, по часу может смотреть Baby time на Bridge TV, пока я занимаюсь своими делами, – рассказывает Светлана Кох. – Впоследствии, конечно, эта передача ему надоела, и на смену пришли мультики, вездесущая «Маша и медведь» и игры, развивающие логику, соответствующие его возрасту. Сейчас сыну пять лет, и мы не ограничиваем его во времени перед экраном, при условии, что он сидит за ним с пользой. Дважды ремонтировали компьютер, меняли системник, десятки раз переустанавливали систему, и всё из-за одного маленького хакера. Теперь он сам включает игры, мультики ВКонтакте, рисует в режиме он-лайн. И какой бы я ни ставила пароль на планшете, он всё равно его разблокирует, если увидит хоть раз, как я его набираю, даже графический ключ на телефоне запоминает. Там он фотографирует, обрабатывает снимки в программе Photo booth, сам ищет видео, разве что писать не может. Но это не говорит о том, что ребёнок предоставлен сам себе. Всё свободное время мы вместе рисуем, вырезаем аппликации, клеим, раскрашиваем – в общем, занимаемся всем, чем занималась сама в его возрасте.
По другую сторону баррикады – родители, которые уже столкнулись с первыми последствиями такой вседозволенности.
– Нынешние дети практически не знают, что такое детство, – утверждает Юлия Адамович. – И современные технологии делают все, чтобы сделать человека роботом. Повсюду звучат лозунги о прогрессе, каждый день одна техника сменяет другую. И человек совершенно не понимает, что таким образом происходит массовое зомбирование, которое отключает его от Живого окружающего мира. Моему сыну 11 лет. И компьютерные игры для нас очень актуальная, наболевшая семейная тема. Для мальчика установлен максимальный дневной лимит – полтора часа, и я вижу, что ребенка просто ломает, когда наступает время разлуки с компьютером. Первое время он стал у меня «фермером». Казалось бы, безобидная и даже творческая компьютерная игра. Прибежав из школы, он торопится собирать яйца в сарай и полоть траву на грядках. Но с другой стороны, все это происходит лишь на экране телевизора, не более. Позже появились игры с оружием, которое ребенок может выбрать сам. И не раз ночью мне приходилось слушать агрессивные речи во сне, и казалось, что скоро сын убьет меня из дробовика. Смешно? Но это страшно! Дети становятся агрессивными, у них пропадает чувство сострадания и доброты.
А откуда взяться этим качествам, если повсюду идет пропаганда нано-технологий, где нашим детям позволяют все что угодно и вдохновляют на убийства. По телевизору показывают мультфильмы с непонятными персонажами, и я не раз замечала, что когда по какому-то счастливому случаю на экране появлялся российский мультфильм типа «Простоквашино», ребенок вставал с дивана и шел в другую комнату, находил другое занятие. В школе теперь тоже все компьютеризировано, и это та же схема, которая говорит нам об упрощенном варианте обучения и т. д., благодаря которой наши дети теряют возможность живого контакта с преподавателем. Самим преподавателям это, наверное, выгодно, и я их прекрасно понимаю! Сама работаю с детьми, несколько лет состою в родительском комитете и вижу, насколько невыносимо сложно воспитывать наших зомбо-детей, у которых отсутствует уважение не только к учителям, но и к обществу в целом. Я думаю, мы четко и направленно деградируем. Мы совершенно не осознаем, что нас таким образом превращают в зависимую серую массу, которой очень легко манипулировать и управлять. На нас зарабатывают деньги, вгоняют в рабство, потому что любую технику сейчас можно приобрести в кредит, и мы идем на это будто бы осознанно, не понимая, что становимся рабами иллюзии. Наши дети растут азартными, в процессе чего развиваются злость, агрессия, алчность, которые потом могут привести к страшным и непоправимым последствиям. Я против такой современности! Против такого «прогресса» и всеми силами буду пытаться оградить своего ребенка от этого. Пусть лучше мы будем жить в «прошлом веке», пусть будем немодными, незнающими, но зато живыми! Я не хочу поддаваться этой системе манипуляции.
Покупать или не покупать?
Кроме вопросов морали, животрепещущим остаётся и финансовый. Современные игрушки могут влететь родителям в копеечку. Хоть изобилие чехлов и предоставляет покупателям разные укрепленные варианты, покупать совсем маленьким детям такую хрупкую вещь, как планшет, смысла, наверное, нет. А вот для детей постарше мобильный друг может стать действительно незаменимым. Разрекламированный iPad может заменить игровую приставку. Можно скачать самые разные приложения на любой вкус. Например, читалка легко заменит и электронные книги, и учебники, и печатные издания. Из плюсов – возможность выделять нужные места в книгах, а установка закладок не даст ученику потеряться между страницами. И как ни крути, один планшет легче стопки учебников. Программы, игры, видео, словари, Интернет – с их помощью ребёнок не только развлекается, но и узнаёт много нового, находит ответы на все вопросы. В том числе и по учёбе.
Зубрить VS гуглить
Старшеклассники и студенты утверждают, что планшеты и смартфоны помогают в учебе. В Интернете всегда можно найти нужную информацию, скачать полезное видео в YouTube, сделать презентацию, а можно даже списывать на уроках, благо размеры гаджета позволяют. И пока ведутся разговоры о введении в систему образования интерактивных учебников, школьники чикинятся, постят домашку и гуглят ответы для контрольной работы.
– Я помню свое детство (хоть и сейчас не особо взрослая, но все же оно отличалось от того, чем сейчас занимаются дети), –комментирует ученица 11 класса Светлана Безрукова. – Мы играли в игры во дворе, знали всех соседей, а сейчас дети даже из дома не выходят! В старших классах все пользуются телефонами, включая меня. На уроках отвечают на смс, играют, сидят в социальных сетях. На контрольных гуглят ответы, многое решают не сами. Во время любых самостоятельных работ большинство надеется на свой телефон. Однако с учителем никто не спорит, его слушают, а вот если что непонятно, тогда в помощь приходит поисковик в Интернете. В свою очередь учителя не очень хорошо относятся к гаджетам, потому что они действительно отвлекают. Надо учиться самим искать информацию или думать, вспоминать, а так извилина совсем не напрягается: забил текст в поиск – и все, это каждый дурак может.
Но с гаджетами: телефонами, смартфонами, планшетами – можно хотя бы выйти на улицу. Лет пять назад, в пору повального увлечения виртуальностью, ребёнок был привязан к домашнему компьютеру.
– Это нормально, что дети легко осваивают технику, поскольку они родились в мире информационных технологий. Гаджеты для современных детей так же естественны, как для детей начала XX века – велосипед или механическая игрушка, – полагает преподаватель русского языка и литературы Кирилл Демушев. – Думаю, проблема не в том, что они легко общаются с планшетами и другими гаджетами, а в том, что эти устройства и Интернет становятся для них едва ли ни единственным средством общения. Но тут нельзя винить технологии. Чрезмерное увлечение ими – это следствие каких-то «неполадок» в реальном мире: недостаточности общения, непонимания окружающих. Взрослым удобно, чтобы дети сидели за компьютером. Что касается учёбы, лично я разрешаю пользоваться планшетами и смартфонами на уроке, потому что это удобно для детей. Интересно, что даже при моем лояльном отношении к гаджетам ими пользуется меньше половины. Для меня важно, чтобы школьники прочитали произведение и, пропустив его через себя, становились мыслящими людьми. И какая разница – будут они при этом пользоваться книгами или планшетами? Это я, человек «той» эпохи, по-разному воспринимаю текст с листа и с экрана, но это не значит, что его по-разному воспринимают и дети.
Екатерина Абатова.
Источник: «Орский вестник».